Среди именитых гостей II Петербургского международного кинофорума – Эндрю Вайна, когда-то не преуспевший в своем деле парикмахер-стилист, а сегодня – один из самых успешных продюсеров Голливуда. Полноправный соавтор «Рэмбо», «Крепкого орешка», «Терминатора», мюзикла «Эвита», мистического триллера «Сердце ангела» кажется уже не рядовым профессионалом своего дела, но жрецом, носителем сакрального знания – формулы зрительской любви.
– Список фильмов, выпущенных вашими компаниями с начала 1970-х по сегодняшний день, внушает уважение и трепет. Думаю, многим хочется узнать тайный рецепт успешного кино.
– В кино нет готовых рецептов, успех не гарантирован никогда. Всё, что может и должен делать продюсер, – это полностью посвятить себя работе, не упуская малейших деталей, вникая в замысел режиссера, направляя процесс. Но ещё важнее – выбрать из всего многообразия творческих предложений именно то, что будет интересно зрителю. А затем пригласить в свой фильм пару-тройку звезд на взлете карьеры, лучших артистов, лучшего композитора, лучших операторов, гримеров – и так далее… Это трудоемкий процесс, но если любишь свою работу, результат приносит настоящее счастье.
– А в чем секрет вашего личного успеха?
– Думаю, мне просто повезло. Особенно с артистами – Сильвестр Сталлоне обеспечил популярность не только «Рэмбо», но и «Судьи Дредда». Арнольд Шварценеггер запомнился не только в «Терминаторе», но и во «Вспомнить всё». Главное – когда-то у меня хватило дальновидности понять, что именно эти актеры и эти сюжеты завоюют симпатии публики.
– Вы начинали карьеру как кинопрокатчик, владелец нескольких кинотеатров. Затем основали свою киностудию. Но насколько я знаю, по образованию вы – стилист-парикмахер. Почему стали заниматься кино?
– Я родился в Будапеште, на исходе Второй мировой. Помню послевоенное время, советскую Венгрию. Но, когда мне было 12 лет, мои родители эмигрировали в США. И когда я впервые оказался в американском кинотеатре, я был поражен и оглушен. До этого я не представлял, что кино можно смотреть в таком огромном кинозале, в удобном мягком кресле, с таким качеством звука и изображения. Я понял, как много значат условия восприятия кино, когда тени на экране и в самом деле превращаются в волшебные картины. Наверное, это и повлияло на мою судьбу.
– Чего ждете от Петербургского кинофорума и как оцениваете его уровень?
– Уровень очень высокий. А главное – виден значительный рост даже по сравнению с прошлым годом. Фестиваль уже известен в мире, он становится уникальной площадкой для встреч и общения профессионалов, для поиска векторов сотрудничества, знакомства с новыми талантами. Это важно для возвращения прежней, докризисной стабильности и разнообразия. Ведь находить деньги под некоммерческие и независимые проекты после кризиса стало намного труднее. По-прежнему процветают только крупные американские студии, ориентированные на развлекательную продукцию и широкого зрителя.
– В российском кино проблема поиска средств под независимые проекты особенно остра. Бизнес не готов к этим рискам, а львиную долю госфинансирования получают проекты Никиты Михалкова и других режиссеров, обладающих хорошими связями во власти. Вы видели последние две части военной эпопеи Михалкова?
– Да, видел. Могу только позавидовать ему. Мы в Америке не получаем господдержки, поэтому приходится думать о финансовой составляющей кинопроизводства. Мы стараемся делать такое кино, которое люди захотят посмотреть. Мне кажется, что кинематограф, который обеспечен государственным финансированием, подстерегает серьезная опасность. С одной стороны, замечательно, когда художнику говорят: вот тебе деньги, делай что хочешь, свободно выражай свой творческий замысел… С другой стороны – ты тратишь чужие деньги, за которые никто с тебя не спросит, а это всегда легко. Ты ни с кем не разделяешь ответственность, полностью полагаясь на свой вкус и представление о том, как надо снимать. Часто результат такой свободы разочаровывает. И ещё, как мне кажется, в финансовой поддержке больше нуждаются начинающие, а не маститые режиссеры. Молодые привносят новые идеи, им нужно помочь на старте, дать возможность реализоваться.
– Что посоветуете молодым кинематографистам, которые сегодня вступают в профессию?
– Пожелаю терпения, настойчивости. Никогда не сдавайтесь. Если вы талантливы, рано или поздно к вам придет признание. Не изменяйте себе.
Ольга Погодина,
«Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-младший.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»
Досье «Фонтанки»
Эндрю Джордж Вайна родился в 1944 году в Будапеште. Эмигрировал в США в 1956-м. Начал с покупки нескольких кинотеатров в Гонконге, затем совместно с Марио Кассаром основал кинокомпанию Carolco. Их дебютной картиной стала «Первая кровь» с малоизвестным тогда Сильвестром Сталлоне в главной роли. В 1989 году основал собственную компанию Cinergi Productions, Inc. и подписал контракт с крупнейшей прокатной фирмой Buena Vista Pictures. Также среди кинолент, выпущенных продюсером: «Крепкий орешек», «Алая буква», «Цвет ночи», «Лекарь», «Тумстоун», «Человек эпохи Ренессанса» и другие. В январе 2011 года назначен специальным уполномоченным правительства Венгрии по вопросам развития отечественной киноиндустрии.