Впервые в Петербурге, в СКК, выступили легенды тяжелого рока – группа Iron Maiden. В Москве «Железная дева» дала свой концерт еще в феврале, а затем отправилась в мировой тур. И вот, полгода спустя, вернулась в наши края, и в Петербург с радостью съехались «айронманы» со всей России. Причем стремились попасть именно в стоячий партер: такую музыку нельзя слушать сидя.
Внешне публика выглядела невероятно пестрой – от седовласых и лысоватых господ в фирменных футболках группы до юных офисных барышень. Очевидцы, побывавшие на московском зимнем концерте, не дадут соврать, что питерский получился намного горячей, хотя сет-лист остался практически тем же (только для одной композиции «Talisman» поменяли порядковый номер). Большие видеоэкраны, вывешенные по краям сцены, работали отменно, и даже зрители дальних рядов чувствовали себя в гуще событий. Единение публики и музыкантов наглядно показал трогательный эпизод с бумажными самолетиками. Во время одной из песен они полетели на сцену из зала, а там солист Брюс Дикинсон ловил их, поднимал и запускал обратно в толпу.
Iron Maiden всегда тяготели к «рок-театру», однако никто из гастролеров последнего времени (Оззи Озборн, Дэвид Ковердэйл, Dio, Motorhead и даже Metallica) не привозил в Петербург такую груду декораций, всевозможных эффектов. Декорации нынешнего тура «Final Frontier» напоминают обстановку космического корабля, а по краям сцены возвышаются два больших маяка-радара. Под занавес шоу выходит гигантская кукла знаменитого монстра Эдди, между ног которого пробегают гитаристы. Затем возникают огромная 10-метровая голова монстра и его жуткие щупальца («Заново изготовленный Эдди даже на нас жуть нагоняет», – смеются сами музыканты).
Конструкция декораций – двухэтажная. Музыканты группы расположились на первом этаже, а 52-летний Брюс Дикинсон, несмотря на солидный возраст, носится повсюду. Даже у легенд случаются накладки, и в самом начале программы у Дикинсона отказал радиомикрофон. Какое-то время солист пел в пустоту, потом взял более надежный шнуровой микрофон, но, к счастью, неполадку удалось устранить. Ведь представить Дикинсона стоящим на одном месте со стационарным микрофоном просто нереально. Бывалые фанаты Iron Maiden вспоминают, что по ходу своих бесконечных пробежек Дикинсон запросто может упасть, даже со второго этажа, но к изумлению публики всегда встает и допевает начатое до конца. Живьем вокал Дикинсона, конечно, имеет свои погрешности, но, как ни странно, Брюс может ошибиться «внизу», а в высоких нотах всегда звучит уверенно и стабильно.
Причем Брюс – не только заядлый бегун, но, как оказалось, еще и острохарактерный актер. В своих пробежках и прыжках он успевает демонстрировать прикольную пластику, чем-то напоминающую движения Джека Воробья. Когда в лирической балладе певец присаживается на монитор, и видеокамеры берут его крупный план, то публика получает наслаждение от его яркой мимики, жестов, пластичных рук. Дикинсон почему-то держится особняком от остальных музыкантов, которые очень активно взаимодействуют между собой, демонстрируют не только отменное владение инструментами, но и акробатические трюки с гитарами.
В отличие от многих звезд своего поколения, Iron Maiden не перессорились друг с другом, не развалились на несколько составов. Петербургский концерт показал, что им по-прежнему в кайф играть друг с другом живую музыку. «Железная дева» звучала как хорошо отлаженная машина, но при этом через край били живые эмоции, которые невозможно услышать на аудиозаписи и даже увидеть на DVD.
Михаил Садчиков-младший,
«Фонтанка.ру»
Фото автора.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»