Если все пользователи «безлимитных» тарифов разом подадут в суд на своих операторов, то у сотовых компаний и интернет-провайдеров появятся очень большие неприятности. Как выяснили специально для "Фонтанки.ру" эксперты Telecomblog.ru, это произойдет по простой причине - продаваемые ими "безлимитные тарифы" вовсе не безлимитные.
Телекоммуникационные компании все чаще потчуют абонентов «безлимитными» тарифами по «самым привлекательным ценам». Для пользователей такой «безлимит» удобен с точки зрения планирования расходов: заплатил один раз — и пользуйся услугами связи без ограничений. Зачастую, однако, пользователи с удивлением обнаруживают, что ограничения все-таки существуют. Наибольшие нарекания абонентов вызывают «безлимитные» тарифы на услуги интернет-доступа — как мобильного, так и фиксированного.
Обыкновенно уловка операторов заключается в том, что пользователю предлагается подключиться на «безлимитный» тариф с высокой скоростью. Однако на деле оказывается, что без ограничения скорости доступа из Интернета можно скачать только определенное количество данных. По достижении этого лимита якобы «безлимитного» тарифа качество связи резко падает. Например, «безлимитка» на Интернет от сотовых компаний ограничена 10 - 30 Гбайтами в месяц.
Аналогичные предложения от наземных интернет-провайдеров ограничены 50 - 500 Гбайтами в месяц. После достижения этих лимитов за качество вашей связи уже никто не ручается. Также для подстраховки операторы в договоре прописывают еле заметное примечание (делается максимально мелким шрифтом) – «скорость зависит от загруженности сети в вашем районе». Это означает, что в любое время ваш модем, подключенный к любому «безлимитному» тарифу, де-факто может перестать работать, то есть ограничение на предложение накладывается еще на этапе подписания контракта.
Найти управу на лукавых операторов крайне сложно: провайдеры толкуют законодательство так, как им удобно. Между тем суды в подобных спорах все чаще встают на сторону потребителей. Большой резонанс вызвал судебный процесс молодоженов из Владимира, которые, подключившись к «безлимитному» мобильному Интернету от «Мегафона», накачали «Интернов» на сумму более миллиона рублей. Оператор пытался взыскать эту задолженность через суд, но там его требования сочли незаконными: абонент не был предупрежден об изменении системы тарификации и возможности ухода в минус.
В Саранске покупатель комплекта «МТС Коннект» выиграл суд против розничной сети «РТК», которая принадлежит ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС). Истец заявил, что у него дома мобильный Интернет от МТС фактически не работает. На этом основании пользователь хотел сдать комплект «МТС Коннект» назад в магазин, однако в салоне связи отказались вернуть деньги. Суд, впрочем, встал на сторону абонента. Согласно закону о защите прав потребителей, в случае обнаружения существенных недостатков в технически сложном товаре потребитель имеет право в течение 15 суток потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы.
Аналогичное дело слушалось в Апшеронске Краснодарского края. Там ответчиком выступала сеть салонов сотовой связи «Евросеть», реализовавшая, по сути, не работающий USB-модем. Вскоре после покупки «в модеме обнаружились недостатки: он постоянно отключался от сети Интернет, пропадала сеть, не открывались WEB страницы». Потребитель также сумел отстоять свои права в суде.
К сожалению, истцы, по сути, лишь вернули потраченные на модемы средства: компенсация морального вреда составила несколько сотен рублей. Собственно, на это и делают ставку сотовики — очень немногие абоненты пойдут в суд ради 700 - 1000 рублей. Однако, если все пользователи так называемых «безлимитных» тарифов разом обратятся к Фемиде, на рынке разразится, возможно, крупнейший за всю историю отрасли скандал – операторам, возможно, будут грозить миллиардные убытки в долларовом эквиваленте и полная потеря деловой репутации.
Матвей Никольский, telecomblog.ru, специально для "Фонтанки.ru"
Как прокомментировали случай в Саранске в филиале ОАО "МТС" "Северо-Запад", "действительно, в случае обнаружения существенных недостатков, осуществляется возврат товара, однако комплект "МТС Коннект" был полностью исправен. На основании ст. 25 "Закона о защите прав потребителя" бытовое радиоэлектронное оборудование надлежащего качества не подлежат обмену или возврату. Таким образом, оснований для возврата оборудования не было.
Клиент жаловался на низкий уровень сигнала в его доме. Такие случаи компания МТС рассматривает индивидуально и всегда старается идти навстречу абонентам - по возможности изменяет настройки сети, устанавливает оборудование, усиливающее сигнал, включает проблемные участки в адресную программу по улучшению качества связи.
На суд в Саранске представители МТС не были приглашены, и решение суда принято без учета точки зрения МТС. После получения решения суда компания рассмотрит возможность о подаче апелляции".