В воскресенье вечером в Михайловском театре состоялась церемония открытия II Санкт-Петербургского международного кинофорума, который, вообще-то, начал свою работу еще утром, не дожидаясь приветственных речей. Открытие прошло во всеоружии праздничных атрибутов на разные вкусы: телеграмма от Путина, красавица Вертинская, Киркоров, Нетребко и новый фильм Педро Альмодовара.
В воскресенье, 10 июля, вечером, в Михайловском театре состоялась церемония открытия II Санкт-Петербургского международного кинофорума, который, вообще-то, начал свою работу еще утром, не дожидаясь приветственных речей. Открытие прошло во всеоружии праздничных атрибутов на разные вкусы: телеграмма от Путина, красавица Вертинская, Киркоров, Нетребко и новый фильм Педро Альмодовара.
Церемония оказалась четкой, лаконичной и, как на лучших фестивалях мира, продлилась недолго. Что ловко возместили куда более продолжительным дефиле почетных гостей – Настасьи Кински, Стефании Сандрелли, Орнеллы Мути и других – по красной дорожке: она в этом году как-то особенно в почете, и расстилать ее будут ежедневно. К собравшимся вдоль красной дорожки (действительно, кстати, красной – Московский фестиваль, скажем, давно перекрасил свою на радость спонсорам в зеленый цвет «Мегафона») любителям кино и зевакам были обращены подробные комментарии организаторов и программных директоров кинофорума – что лишний раз подтвердило: новый фестиваль не замыкается в узком элитарном круге и серьезно претендует на народную любовь и популярность.
А вот переместившись в зал Михайловского театра, кинофорум наотрез отказался от лишних слов и телодвижений. Сперва оркестр под управлением ведущего молодого дирижера города Михаила Татарникова исполнил попурри из музыки известных кинофильмов с соответствующим видеорядом: «Дорога» Феллини, «Седьмая печать» Бергмана, «Расемон» Куросавы, «Летят журавли» Калатозова. После этого на сцене появилась одна из главных героинь вечера – оперная примадонна Анна Нетребко – и выступила под аккомпанемент всё того же оркестра. В том числе, пела песню дуэтом с Филиппом Киркоровым. Затем Нетребко сменили ведущие церемонии - актеры Анастасия Вертинская (хочется написать «бессменная» – в прошлом году она тоже открывала кинофорум) и Игорь Костолевский. Они зачитали приветствие гостям и организаторам фестиваля от премьер-министра Владимира Путина и в качестве живого подкрепления приветственной телеграммы пригласили на сцену председателя Комитета Госдумы по культуре Григория Ивлиева, который поздравил горожан с тем, что у них теперь есть кинофорум, и с тем, что сделан он «по-питерски». В данном случае «по-питерски» прозвучало синонимом слова «правильно».
Затем настал черед президента фестиваля Алексея Германа, который – в порядке исключения – вышел на сцену под руку не со своей супругой и сценаристом Светланой Кармалитой, а с кинозвездой Настасьей Кински. Герман в своей речи озвучил всё те же мысли, которые произносил неоднократно на пресс-конференциях, посвященных кинофоруму, но это тот случай, когда повторение – не проговаривание дежурных общих мест, а констатация важной и волнующей оратора проблемы. Герман говорил о том, что если культуры нет, то мир не может существовать. Что человек, смотревший Куросаву, Бергмана, Феллини и Антониони, непременно задумается о смысле своего существования и поэтому, вероятно, не станет преступником. Речь была настолько исчерпывающей, что очаровательной Настасье Кински осталось только сказать по-русски «спасибо» и упорхнуть за кулисы.
Затем была объявлена программа фестиваля – не только конкурса, но и всех ретроспектив. Их чрезвычайно много: тут и программы фильмов живого отечественного киноклассика Марлена Хуциева, грузинского мэтра Александра Рехвиашвили, всемирно известного канадца Дени Коте, японки Наоми Кавасе, и цикл «Кино на пороховой бочке», посвященный проблемам терроризма, и подборка «Северный свет», объединяющая произведения документалистов Северной Европы, и серия «Ветер с Востока», в рамках которой собраны новые фильмы из Азии, и программа диснеевских мультфильмов, и ретроспектива резонансных фильмов сочинского фестиваля «Кинотавр», и цикл малоизвестных артхаусных шедевров 2000-х. Что же до конкурсов (их у кинофорума – два), то главный конкурс Best of the Best собрал фильмы-фавориты мировых кинофестивалей последних лет. Список составлен Андреем Плаховым, авторитетнейшим российским кинокритиком, а победителя выявит жюри во главе с кинодраматургом Рустамом Ибрагимбековым, с участием президента Toronto Russian Film Festival Вадима Когана и гендиректора «Уолт Дисней Компани СНГ» Марины Жигаловой-Озкан. Намеренно, для дополнительной интриги, в это жюри были приглашены и люди, далекие от кинематографа: художник Вадим Захаров, тренер фигуристов Татьяна Тарасова и журналист Светлана Сорокина.
Второй конкурс под названием «Новые территории» составлен кинокритиками Михаилом Трофименковым и Анжеликой Артюх и включает премьеры свежих, почти никем еще не виденных картин со всего света. Тут есть и фильмы с не ведомых мировому кинематографу географических территорий (много ли вы знаете кинокартин из Шри-Ланки?), но кураторы настаивают на расширительном толковании названия проекта. Прежде всего их занимали новые творческие территории: актуальные темы, увлекающие кинематографистов, свершения в области развития киноязыка. Судить программу «Новых территорий» поручено жюри под предводительством маститого немецкого киноведа Ульриха Грегора. В ареопаг вошли широко известные в мире режиссеры: голландец Йос Стеллинг и исландец Фридрих Тор Фридрихссон, звездная актриса Орнелла Мути. Кстати, следует напомнить, что фильмы кинофорума можно смотреть в центральных кинотеатрах Петербурга совершенно бесплатно. Исключение сделано для программы Best of the Best, впрочем, символическая цена билета в 100 рублей, прямо скажем, не больно ударит по карману.
После небольшой музыкальной паузы в зале Михайловского театра начался показ фильма открытия кинофорума – новой работы знаменитого испанца Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Сам режиссер приехать на церемонию открытия не смог, и представлял фильм оператор Хосе Луис Алькайне. Он рассказал о своей любви к великой русской культуре, и особенно к Достоевскому, о творчестве которого буквально прочел лекцию, и выразил надежду, что «Кожу» зрители полюбят так же, как он любит русских классиков.
Достоевского Алькайне, как выяснилось, приплел не зря: в новом фильме Альмодовара и вправду есть преступление и даже, в общем, наказание. Главный герой – талантливый пластический хирург в исполнении гостя прошлого кинофорума Антонио Бандераса – занимается созданием искусственной кожи. Причем с применением запретных приемов генетики. Подтолкнула его к этому трагедия, случившаяся в семье: жена сгорела в машине, но доктор ее спас и принялся лечить. Однако у доброго доктора был злой сводный брат, который к его жене питал преступную страсть… Казалось бы, безвозвратно впавший в сентиментальность Альмодовар на этот раз снимает вовсе не мелодраму из разряда «Мама будет рада», а возвращается к сарказму и радикализму былых времен. Тут много насилия, хватает эротики, а главное – это именно что умное, интеллектуальное кино. Так что вполне объяснимо, почему именно этот фильм показали на открытии кинофорума. Именно на умное кино здесь и делают ставку.
Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-младший, Sony Pictures Classics.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»