Жители Васильевского острова опасаются, что если статус порта «Морской фасад» изменится с пассажирского на грузопассажирский, западная часть района станет местом для отстоя тягачей. Эксперты говорят, что для учета интересов горожан перевозчикам лучше дождаться, когда в район пассажирского порта придет ЗСД. Бизнесмены считают, что до этого времени паромные линии без дополнительного дохода от перевозки грузов не доживут.
Решение об изменении статуса нового пассажирского порта, который на открытии губернатор Валентина Матвиенко назвала парадными морскими воротами Петербурга, было принято 29 июня на заседании Координационного совета морского пункта пропуска "Большой порт Санкт-Петербург». Теперь Росграница и Росморречфлот должны согласовать это предложение. Впрочем, у заинтересованных сторон не возникает сомнений, что «добро» на изменение статуса новых морских ворот Петербурга будет получено в ближайшее время.
Как сообщала «Фонтанка», это решение даст порту дополнительную нагрузку в виде автопоездов, которые смогут перевозить международные паромы, курсирующие из Петербурга до Хельсинки и Стокгольма. За один рейс паромщики смогут транспортировать 20-40 автопоездов, за весь этот год они зайдут в Петербург 270 раз (в предыдущем - 150).
И тут возникает вопрос, куда фурам деваться дальше. Проект нового порта не предусматривает строительство погрузочно-разгрузочных терминалов. Так что трейлерам придется путешествовать со своей ношей по улично-дорожной сети до места назначения.
При этом городские власти пока не изучали вопрос распределения грузовых потоков с «Морского фасада». Как рассказал «Фонтанке» заместитель гендиректора СПбГУ «Центр транспортного планирования» Рубен Тертерян, «изменение статуса порта было бы логично проводить после того, как к району подойдет Западный скоростной диаметр. Это произойдет через 2-3 года. До тех пор транспортировка из этого порта большого объема грузов крайне затруднительна».
По словам экспертов, затруднит эта транспортировка и общее положение на улицах.
«Город давно пытается вывести грузовой транспорт из центра. И это перспективное направление. Хотя до сих пор полностью отказаться от грузовиков мы так и не смогли, - отмечает заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Елена Ногова. - Мы по-прежнему видим фуры на Благовещенском мосту. Его используют грузоперевозчики, осуществляющие перевалку на причалах Балтийского завода. По тому же маршруту пойдут и грузовики из «Морского фасада». Дополнительный трафик будет создавать заторы на набережных, Благовещенском мосту и далее в южных направлениях. Ведь, как известно, грузовые потоки у нас тяготеют на юг к трассам М-10, М-20, а также частично в направлении Мурманского шоссе. Заставить фуры двигаться по ночам в нашем городе тоже невозможно - из-за разводных мостов».
Не одобряют идею расширения профиля порта и в УК «Морской фасад».
«Это не наша инициатива, - заявил «Фонтанке» директор департамента по связям с общественностью управляющей компании Александр Шимберг. - Мы строили порт как пассажирский. И с предложением о его перепрофилировании не выходили».
Негодование строителей порта объясняется по сути теми же причинами, что и негативная оценка решения портовиков жителями Васильевского острова.
Дело в том, что УК «Морской фасад» продолжает развитие проекта намывных территорий, на которых расположен пассажирский порт. Если же этот район будет превращен в перевалочный комплекс для автопоездов, инвестиционная привлекательность его для будущих строителей жилых и деловых кварталов снизится, а, следовательно, упадет и стоимость образованной территории.
Источники в транспортных ведомствах Смольного сообщили «Фонтанке», что если вопрос о превращении «Морского фасада» в грузопассажирский порт будет-таки решен, властям придется срочно прорабатывать дополнительные транспортные коридоры для грузовиков. Как известно, еще в прошлом году было принято решение о создании так называемого «городского каркаса» - перечня улиц, по которым фуры могли бы проезжать, не создавая проблем легковому транспорту. Однако до сих пор список этих трасс не известен.
И это притом что ограничение въезда грузовиков в центр города действует весьма условно. Идея с выдачей спецпропусков для некоторого количества фур, проезд которых просто необходим, провалилась. Это новаторство вступило в противоречие с ПДД, где установлено, что и без всяких специальных бумажек при необходимости грузовик может проехать туда, куда ему требуется.
На путях к центру города установлены специальные знаки, запрещающие въезд для тягачей, но контроль по их исполнению возложен исключительно на ГИБДД.
Сейчас речь идет о том, чтобы ограничить трафик грузовых машин в центре в дневные часы. Однако для этого опять же нужна сеть опорных магистралей, центральной из которых будет ЗСД,- но не раньше 2014 года.
Лоббирующий изменение статуса «Морского фасада» паромный перевозчик St.Peter Line говорит, что без дополнительного дохода от перевозки грузов пассажирские линии в Петербурге коммерчески неинтересны. Перевалка грузовиков, по данным компании, могла бы поддержать их доход во время «низкого сезона».
В свою защиту перевозчики также приводят опыт Хельсинки и Стокгольма, порты которых в центре города принимают автопоезда с паромов. Правда, они тактично умалчивают о том, что грузовики из этих портов не идут по центральным и историческим магистралям европейских городов.
Напомним, что Смольный в 2008 году подписал соглашения со стивидорными компаниями, осуществляющими перевалку на Васильевском острове, о ее прекращении к 2011-му. Тогда основной целью считалось стремление «облагородить» район, в том числе к окончанию строительства пассажирского порта, в ожидании иностранных туристов.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»