Операторы сотовой связи не готовы к работе с клиентами первых скоростных поездов - «Сапсана» и «Аллегро». Пассажиры, даже купившие модемы или иное оборудование новейших стандартов, не могут в дороге получить доступ к Интернету - по достижении экспрессом скорости 200 км в час связь практически прекращается. И в ближайшее время не появится.
Операторы сотовой связи оказались неготовыми к работе с клиентами первых скоростных поездов - «Сапсана» и «Аллегро». Пассажиры, даже купившие модемы или иное оборудование новейших стандартов, не могут в дороге получить доступ к Интернету - по достижении экспрессом скорости 200 км в час связь практически прекращается. И в ближайшее время не появится.
Получив информацию от абонентов, журналист «Фонтанки» протестировал USB-модем «МТС» в следующем из Москвы в Санкт-Петербург «Сапсане». Если в пределах московской кольцевой автодороги связи оставалась достаточно устойчивой, то уже в окрестностях белокаменной открыть ту или иную страницу стало затруднительно, а как только поезд набрал скорость - невозможно. В районе крупных станций порой появлялись несколько «антенок», порой даже с указанием EDGE и 3G, но... ни одного килобайта получить не удалось. Устойчивая связь восстановилась только в районе Рыбацкого. При этом коммуникатор с симкой TELE2 более-менее работал почти в течение всего пути.
Сотовые компании не отрицают наличие проблем со связью в скоростных поездах. Основная из них - неготовность инфраструктуры. Ведь уверенное покрытие 3G достигается в радиусе всего в полтора километра от базовой станции (башни), которые скоростной поезд пролетает меньше, чем за полминуты: «Для того чтобы обеспечить устойчивое и непрерывное покрытие на пути «Сапсана» и «Аллегро», необходимо ставить базовые станции очень близко к железнодорожным путям, что не всегда возможно - в густых лесах Новгородской области просто нет электричества, - поясняет Марианна Янкова, пресс-секретарь Северо-Западного филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). - Здесь требуются колоссальные инвестиции. Сейчас вместе с партнерами, подрядными строительными организациями и другими операторами мы проводим экспертизу проекта, чтобы уменьшить затраты. Планируется, что в 2012 году проект будет реализован, а в течение всего этого времени будет вестись точечное улучшение».
Аналогичная ситуация и у «Мегафона». Как пояснили в его пресс-службе, операторы никогда целенаправленного не строили сеть для 100-процентного покрытия железной дороги. Установке новых станций вдоль трассы мешают те же проблемы - отсутствие подъездных путей и возможности подключения к внешним электрическим сетям. Кроме того, конструктивной особенностью корпуса высокоскоростных поездов является их малая радиопрозрачность, что требует устанавливать дополнительное оборудование усиления сигналов. Несмотря на это, в компании заявили, что уже в этом году смогут обеспечить непрерывное покрытие 3G на всем протяжении трасс скоростного сообщения Бусловская – Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.
Формально у абонентов есть право предъявить обоснованные претензии операторам связи, большинство которых включают всю железнодорожную трассу между двумя столицами в зону покрытия. Качество связи, согласно различным сноскам и оговоркам, может зависеть от ландшафта, количества работающих в сети пользователей и т.д., но никак не от скорости передвижения абонента. Более того, по словам Марианны Янковой, «абонент может получить свои гарантированные мегабиты при стационарном нахождении или гораздо более медленном движении, а также вне объектов, экранирующих радиосигнал». Хотя в технических условиях предоставления телематических услуг ОАО «ВымпелКом» (равно как и иных операторов, в т.ч. «МТС») о таковом условии нет ни слова. А потому нельзя исключать, что завтра связи лишатся, например, и пассажиры слишком быстро мчащихся автомобилей.
Отметим, что экспрессы «Аллегро» оборудованы внутрипоездной сетью Wi-Fi, тогда как пассажиры «Сапсанов», ориентированных, в том числе, на порой вынужденных работать в пути деловых людей, лишены выхода во всемирную паутину (хотя в стоимость билетов бизнес-класса входит розетка для зарядки ноутбуков). В дальнейшем «Мегафон» планирует начать предоставление услуг доступа в Интернет через внутрипоездную сеть Wi-Fi и в «Сапсане», но конкретные сроки реализации этого проекта пока не называются.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе ОЖД, ни в «Аллегро», ни в «Сапсане» Wi-Fi не заявлен как услуга для пассажиров.
«В «Сапсане» есть технологический беспроводной Интернет в первом и последнем вагоне. Но к нему может подключиться ограниченное количество людей. В «Аллегро» пока услуга доступа к Wi-Fi и вовсе отсутствует. Вопрос о подключении Интернета в скоростных поездах рассматривается, но все будет зависеть от операторов мобильной связи — сигнал должен быть бесперебойным», - отметили в пресс-службе компании.
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»