Дом-музей художника Бантикова прекратил свое существование. В пустом здании по невыясненным причинам случился пожар, и в огне сгорела коллекция его картин. Попутно пламя уничтожило некоторые антикварные книги и личные вещи бывших хозяев дома. Ни картинной галереи, ни изостудии, ни музея работ одного из самых необычных петербургских художников в Пушкине больше нет и никогда не появится. По печальной иронии судьбы, накануне пожара была назначена дата судебного разбирательства по вопросу передачи прав на здание музею Бантикова.
Возгорание в доме 19 по Московской улице в Пушкине произошло в ночь с 6 на 7 июля. Пожарные прибыли оперативно — огонь был потушен, здание практически не пострадало. Пожар был незначительный - даже не вошел в сводку серьезных происшествий по городу.
«Мы так и не выяснили, кто сообщил в МЧС о пожаре, - рассказал «Фонтанке» Александр Звонков, представляющий интересы дома-музея. - Я узнал о произошедшем от новых хозяев здания — мне позвонила представитель компании «М-Инвест» (дом находится в собственности у этого инвестора. — Прим. ред.) и сообщила, что произошло возгорание. Но в дом она, по ее словам, попасть не может — ключей у нее нет, поэтому за сохранность наших вещей, которые остались в здании, ответственности, мол, не несет».
Когда 7 июля директор музея Людмила Усачева и адвокат Звонков прибыли к месту событий, выяснилось, что бесследно исчезло около сотни работ художника Владимира Бантикова — станковая живопись, пейзажи, два автопортрета. Пропала и коллекция миниатюр, которую эксперты Русского музея признали ценнейшей и рекомендовали сохранить. Не оказалось там и собрания антикварных книг, тоже некогда принадлежавших художнику. Вдобавок Усачева обнаружила, что нет и многих ее личных вещей. Зато многочисленные подрамники, пустые холсты, старые газеты и прочий никому не нужный хлам от пожара не пострадал, и даже следов копоти на нем практически нет.
Заявление об исчезновении имущества в районной прокуратуре у Усачевой, по ее словам, принять отказались. Сейчас она намерена обратиться к прокурору города. Но Звонков отмечает, что в успешное разрешение ситуации не верит.
«Понимаете, что произошло, - объяснил он корреспонденту «Фонтанки». - Нас выгнали из этого дома еще зимой, запретив забрать наши вещи. В дверях сменили замки, и мы полгода здесь не появлялись — у нас не было ключей. Теперь выясняется, что не было ключей и у новых хозяев — не знаю уж, почему, - поэтому когда и при каких обстоятельствах исчезли картины, установить уже не удастся». «Мы даже не можем говорить о краже, - печально добавляет он. - Раз нас фактически выселили из этого дома, значит, и наши вещи не должны были там находиться».
Как уже писала «Фонтанка», 24 февраля Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал незаконной продажу дома-музея художника Бантикова в Пушкине на торгах Фонда имущества. Буквально на следующий день двери по просьбе новых владельцев здания (тех, которых суд накануне признал незаконными) взломали в присутствии представителя пушкинской администрации — советника главы района Руслана Тихомирова, замки, установленные хозяйкой музея, выпилили, взамен поставили другие. Владелице галереи пригрозили, что если она попытается войти в дом, в отношении нее возбудят уголовное дело — за незаконное проникновение на чужую территорию. Вещи, находящиеся в доме, описали, но забрать их Людмиле Усачевой не позволили.
Прежние владельцы здания пытались разрешить ситуацию, действуя в правовом поле.
«Вначале мы судились из-за того, что нас незаконно выселили, это дело еще рассматривается, - рассказывает Звонков. - Одновременно, поскольку продажа здания была признана незаконной, мы подали иск в арбитражный суд с требованием признать права собственности на здание за домом-музеем. Дело решили в пользу «М-Инвеста» в наше отсутствие, поэтому мы подали апелляцию. И 6 июля Тринадцатый апелляционный суд назначил дату разбирательства — заседание должно было состояться 4 августа».
Напомним, дом-музей Бантикова, расположенный в центре Царского Села — на улице Московской, 19, - был продан на торгах Фонда имущества 28 сентября 2010 года как жилое здание, находящееся в аварийном состоянии. При этом администрация района на протяжении 16 лет сдавала его в аренду как нежилые помещения Людмиле Усачевой, с условием, что та откроет в здании галерею художника Бантикова. Договор был заключен между КУГИ Пушкинского района и вдовой Бантикова в 1992 году сроком на 24 года, и срок его истекает только в 2016 году. Однако в декабре 2008-го администрация Пушкинского района внезапно переменила свое прежнее решение, объявила здание жилым, признала его аварийным и выставила на продажу. Арендатора уведомили о расторжении договора письмом от 27 мая 2009 года.
На просьбу предоставить хозяйке галереи другое помещение, взамен освобождаемого, администрация района ответила категорическим отказом.
«В настоящее время в г. Пушкине отсутствуют свободные помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, для предоставления на условиях аренды под музейную экспозицию», - говорится в письме от 16 декабря 2009 года за подписью главы Пушкинского района Игоря Пахорукова.
Попытки оспорить это решение ни к чему не привели. Прокуратура, проведя проверку, сочла, что администрация района, вновь объявившая здание жилым, действовала на законных основаниях. Оказывается, в 1991 году, когда здание сдали в аренду как нежилое, районные власти не поменяли статус объекта. То, что договор, заключенный в 1992 году и перезаключавшийся не менее трех раз, предусматривал передачу арендатору именно нежилого помещения, внимание надзорных органов не привлекло. Как и то, что на протяжении 17 лет Усачева платила деньги за аренду именно нежилого помещения, которого, как выяснилось, по этому адресу никогда и не было.
Осенью 2010 года дом 19 по Московской улице приобрела на торгах Фонда имущества компания «М-Инвест», намеревающаяся снести аварийное здание и возвести на его месте коммерческий объект. Однако дирекция дома-музея не оставила попыток отстоять свои права и продолжала судиться.
Борьба за здание тянулась на протяжении полутора лет, но когда возможность отстоять права на галерею стала вполне реальной, вспыхнул пожар. Восстановить исчезнувшую коллекцию невозможно — неважно, сгорела ли она при пожаре или таинственным образом ушла в неизвестном направлении.
«Я не знаю, что мы теперь будем делать, - разводит руками Звонков. - Здание было нужно именно как музей, мы боролись за него, чтобы открыть картинную галерею, чтобы сохранить работы художника. Теперь картин нет, и сохранять уже нечего. Ни музея, ни галереи больше не создать, даже если мы в итоге победим и получим этот дом обратно». «Теперь я могу только требовать, чтобы мне вернули мои обгоревшие кирпичи», - подвела итог двадцатилетней работы Людмила Усачева.
Справка:
Владимир Андреевич Бантиков родился в 1944 году. Учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, которую окончил в 1963 году. Продолжил образование на художественно-графическом факультете Педагогического института имени Герцена, окончил вуз в 1971 году, исполнив выпускную работу в виде серии иллюстраций к «Пиковой даме» А.С.Пушкина. В 1977 году принят в члены Союза художников СССР. Работы Бантикова известны, главным образом, за рубежом. Его картины постоянно выставлялись в галереях госпожи Накамуро, одна из работ художника была в 2008 году выставлена на Стокгольмском аукционе. Всю жизнь прожил в городе Пушкине. Скончался в 1991 году после тяжелой болезни, похоронен на Казанском кладбище, его могила занесена в список исторических захоронений Царскосельского некрополя. Летом 2009 года по заказу вдовы художника была проведена оценка стоимости части художественных работ, хранящихся в экспозициях музея. Всего было оценено более 75 работ, общая стоимость которых, по заключению эксперта по культурным ценностям А.К.Кожевниковой, составляет более 4 миллионов рублей (4 290 000 рублей).
Учитывая значимость наследия Бантикова, московское издательство «Русский мир» обратилось 14 января 2008 года к Вячеславу Коржову, возглавлявшему в то время администрацию Пушкинского района, с предложением реконструировать дом-музей Бантикова и создать на его основе Художественно-просветительский центр. Однако администрация района отказалась от этого предложения.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"