Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино ММКФ-2011: Прощание с матерыми (фото)

ММКФ-2011: Прощание с матерыми (фото)

392

Завершился очередной, 33-й по счету, Московский международный кинофестиваль – всеми ругаемый за невыстроенность, жлобскую публику и конкурс, который хочется забыть сразу после просмотра, но кое-что объясняющий про современное кино.

Главное, что окончательно стало ясно в этом году: фестиваль как конкурс фильмов и череда громких премьер, о которых организаторы не без гордости заявляют, и фестиваль как показы действительно важных в культурном плане картин, как учет ценностей – окончательно разошлись в разные стороны. Они нам – вовсе нефестивальных «Трансформеров» (или, как на полном серьезе назвал их президент ММКФ и бесогон Михалков, «Трансфермеров»), мы же упорно ломимся на ретроспективу Вернера Херцога – нас не проведешь на мякине, мы знаем, как должен выглядеть настоящий кинофестиваль. Конечно, причина очевидна – ММКФ всегда был парадоксальным фестивалем, ориентированным на зрительское кино. Ну не винить же организаторов, что зрительское кино таково, на фестивале выглядит смехотворно и способно жить только в прокате. Меняться – задача всё-таки не из легких, пусть даже перемены необходимы.

"Туринская лошадь"



Прямое доказательство такого распада ММКФ фактически на два фестиваля поспело как раз под занавес – собственно, награждение победителей происходило чуть ли не помимо главных премьер. Пока в кинотеатре «Пушкинский» вручали Гран-при «Волнам» Альберто Мораиса, а Джеральдина Чаплин оставляла номер своего телефона получившим спецприз жюри создателям «Шапито-шоу» (дескать, если что, звоните), в кинотеатре «Пионер» показывали российскую премьеру чуть ли не главного фильма программы – «Туринской лошади» классика мирового кино венгра Белы Тарра, бесконечно долгого и меланхоличного фильма о конце света, основанного на легенде о лошади, которую Ницше защитил от ударов кнута кучера.

"У нас есть папа"



ММКФ – фестиваль, который очень хочется и есть за что ругать (одна из коллег даже предложила носить с собой фонарики и лазерные указки как инструмент борьбы со зрителями, во весь голос треплющимися по мобильникам на показах). Но всё-таки он, очевидно, помимо воли организаторов, составляет для зрителя какое-никакое послание. Причем вполне актуальное. В этом году – про авторов и авторство в кино, то, что в английском языке издевательски французисто называют auteur. И про вымирание этого самого авторства. И правда – актуальней ничего не найдешь, когда эти самые авторы либо уходят на покой, как тот же Бела Тарр, заявивший, что больше снимать не будет, или закатывают скандалы на весь мир, как Триер.

"Однажды в Анатолии"



Симптоматично, что главными событиями фестиваля стали отнюдь не конкурс и не премьеры, а ретроспективы двух главных и чуть ли не единственных оставшихся в живых режиссеров-авторов: Вернера Херцога (озаглавленная «Вернер Херцог. Искатель приключений») и Белы Тарра. Оба режиссера сами приехали представлять свои фильмы в Москву, и даже сравнивать аншлаг, скажем, на мастер-классе Херцога и заполняемость зала на любом из конкурсных показов как-то глупо. Ироничный, порой до желчности, и принципиально экспериментирующий на чужих полях Херцог и его полный антипод – меланхоличный, мрачный, невыносимо медленный Тарр – вполне точные две грани этого самого вымирающего вида режиссеров-авторов.

"Прекрати разбивать мое сердце"



И то немногое в дополнительных программах, что заслуживало на фестивале внимания, тоже проходит по разряду последних авторских раритетов. Каннский лауреат Нанни Моретти со своей комедией про папу римского «У нас есть папа» – с гениальным французским актером Мишелем Пикколи в главной роли, турецкий любимчик фестивалей Нури Билге Джейлан, неожиданно снявший детектив «Однажды в Анатолии», гонгконгский весельчак и любимец хипстеров Джонни То, сделавший и вовсе ромком «Прекрати разбивать мое сердце», наконец, оскандалившийся Ларс фон Триер со своей «Меланхолией». В некотором смысле, ориентированный на зрительское кино ММКФ оказался между двух огней и, кажется, сам этого не заметил: зрительское кино на фестивале выглядит всё нелепее (ну куда дальше-то, после «ТрансфЕрмеров»?), авторское представлено в гомеопатических дозах, в основном, как объедки с других фестивальных столов. Надо как-то выкручиваться, но делать этого организаторы ММКФ принципиально не хотят.

Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»

Фото: ММКФ.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях