В Финляндии активно пользуются не только Facebook'ом, но русской сетью "Вконтакте". Однако по-разному: отличается и отношение пользователей к информации, и их поведение. Об этом на информационном портале "Инфо-Финляндия" пишет блогер Аннели. Мы публикуем её рассуждения практически без изменений.
Когда начался кризис на японской АЭС Фукусима, на интернет-страницы сайта Центра радиационной и ядерной безопасности Финляндии обрушилась целая лавина посетителей. Испуганные власти перенесли освещающую данное происшествие информацию на страницы Facebook'а.
Пример показывает, насколько социальные медиа и, в частности, Facebook проникли в повседневную жизнь народа Финляндии. Facebook используется не только в кругу друзей и знакомых, но всё больше становится связующей ниточкой между органами власти и гражданами страны. Значение Facebook'а не так и мало, раз уж власти Финляндии, отвечающие за радиационную защиту, готовы прибегнуть к нему в час пик.
Трудно даже представить себе, что подобное могло бы случиться в той же России. Хотя президент Медведев усердно твиттерит и вообще жалует новые технологии, инновации и хочет провести интернет на каждую дачу, значение "Вконтакте" в качестве осветителя политических событий не очень высоко.
Хотя в применении услуги коммуникации практически идентичны, в использовании их существует большая разница. Эти мои наблюдения я основываю на интересных событиях из своей жизни и из жизни моих знакомых. Должна также признать, что я довольно-таки ленивый пользователь "Вконтакте.ру" и слабо поддерживаю связь со своими 53 друзьями, Facebook я использую чаще, и друзей у меня там 265 человек.
В Facebook'е мы подлинные. Мы представляемся там своими собственными, настоящими именами, указываем своё образование, подлинную дату рождения, и, как правило, страница оснащена фотографией, тоже своей. Обычно на публику выставляют слишком отполированный образ себя. Обновления статуса является целым искусством слова, а фотографии, выставленные только ради себя любимого, радуют глаз. Facebook используется не только для общения с друзьями, но и для владения собственным публичным образом.
"Вконтакте", по всей видимости, наоборот. Там личные сведения об образовании, даты рождения и убеждения могут быть совершенно выдуманными. Самое главное – быть забавным. Отношение к себе самому гораздо более игривое, чем в Facebook'е, который временами играет роль послужного списка, выявляющего биографические данные.
Кроме того, спама и развлечений для взрослых "Вконтакте" предлагается значительно больше, чем в Facebook'е. Существует также явление, которое радует русскоговорящих финских пользователей Интернета (кроме, конечно, художников, артистов и кинокомпаний, которые, естественно, хотели бы, чтобы права интеллектуальной собственности были бы законно защищены) – все бесплатно, находится в свободном доступе для загрузки. Самые свежие фильмы тут же появляются на сайте для просмотра.
Такое немыслимо в Финляндии. Маленькая страна, и утечка в Интернет продуктов киноиндустрии отслеживается на удивление хорошо. Например, в Интернет ТВ-шоу JLC представляются почти все международные каналы новостей, но из финских телевизионных каналов только христианский TV7.
Конечно же, и в России использование "Вконтакте" в официальных контекстах увеличивается, ведь народ проводит там так много времени. Во-первых, это уже поняли политики, которые потихоньку начинают борьбу за места в Думу на декабрьских выборах.
Член Центральной избирательной комиссии России Майя Гришина предложила ограничить законом политическую агитацию в социальных медиа. Она считает неприемлемым, что агитация становится дикой в LiveJournal'e, Twitter'e и "Вконтакте". Она высказала пожелание, чтобы социальные сети были бы приравнены к традиционным СМИ и чтобы им запретили агитацию в канун выборов. Ведь невозможно отслеживать и контролировать этот процесс в отсутствие ограничивающего закона.
В Финляндии подобные предложения не сработали. Вместо этого кандидаты с большим рвением пустились в агитационную деятельность в апреле, перед парламентскими выборами. Снискавшие существенную поддержку и поднявшиеся до уровня традиционной "большой тройки" партий "Истинные финны" особенно громко рекламируют себя в Интернете. Там антииммиграционную линию партии легче сформулировать, и она более эффективна, чем традиционные плакаты и телевизионные рекламные ролики.