Приход человека в этот мир никогда не становится безмятежным cобытием для него самого. Процесс рождения для ребенка — сильнейший стресс, борьба с препятствиями и встреча с миром, который во всей своей непонятной пока палитре вдруг резко обрушивается и диктует свои правила выживания. Далее, пробуя и примеряя на себя этот мир, человек развивается, взрослеет, формируется как личность.
Психологи разделяют жизнь человека на несколько ключевых этапов, начало каждого из них получило название кризиса, привязанного к определенному возрасту и освоению каких-то ключевых истин. От того, как ребенок переживет тот или иной кризис, будет зависеть его мировосприятие в будущем. Первые значимые испытания для психики и личности ребенка — это кризис новорожденности и кризис одного года. В особенностях этих периодов жизни нам помогла разобраться психолог Мария Зоря.
Кризис новорожденности. Матрицы Грофа
«Кризис новорожденности открывает ряд послеродовых нормативных кризисов, - говорит Мария Зоря. - Собственно говоря, содержание данного кризиса лежит на поверхности. Понятно, что процесс рождения сам по себе и переход от внутриутробной жизни к внеутробной оказываются достаточно стрессовыми событиями для ребёнка. Во-первых, многочасовые роды для ребёнка так же – если не в большей мере – тяжелы, как и для его мамы. Во-вторых, смена температуры, интенсивности освещения, звуков, непривычность полноценного тактильного контакта, дыхание новым образом и так далее. Поэтому первое, что необходимо для ребёнка, когда он только-только родился, – чтобы его сразу же положили на живот к маме и дали немного отдохнуть, а потом и поесть. Запах материнского тела на самом деле очень знаком для малыша, а также и мамин голос. Плюс к этому соприкосновение с материнским телом позволяет сработать механизму терморегуляции и тем самым снизить уровень стресса. Словом, главное – чтобы мама сразу оказалась рядом, это самое важное (данное условие, кстати, настоятельно рекомендовано ВОЗ)».
Американский врач Станислав Гроф разработал теорию базовых пренатальных матриц: 4 матрицы — 4 периода, которые становятся определяющими для будущего человека в умении бороться, справляться с трудностями, добиваться цели и получать удовольствие. Первая матрица – это матрица наивности, матрица безмятежного счастья. Она формируется с момента зачатия и до начала родовых схваток. По мнению Грофа, если зачатие стало следствием большой и чистой любви, а период беременности был легким и безмятежным (мама и папа любят своего ребенка, ждут его появления), то это остается в памяти ребенка. Человек, имевший гармоничную первую матрицу, будет с большей легкостью радоваться миру, будет более оптимистичен и открыт. Если же беременность была стрессвой, или ребенок, например, нежеланный, то в подсознании человека закрепляется ощущение собственной ненужности, необоснованного чувства вины, он более склонен к депрессиям.
Вторая матрица и второй значимый этап в жизни маленького человека получил название «матрица жертвы, матрица страдания». Формируется он с момента начала схваток и до начала непосредственного «выхода» малыша. Это период, когда малыш впервые сталкивается с непредвиденной опасностью, безысходность и отчаяние — это провожатые малютки по пути на «волю». То, как малыш преодолеет свою первую такую сильную трудность, повлият на его выдержку и реакцию в форс-мажорной ситуации в будущем. В этой связи кесарево сечение как раз может оказать пагубное влияние на будущий характер, так как лишает малыша возможности бороться за свое существование, первый «иммунитет» к трудностям будет отсечен вместе с желанием бороться и стараться противостоять, преодолевать.
Третья матрица — матрица борьбы, матрица достижения цели. Это период прохождения по родовым путям. По Грофу именно этот период становится фактором, влияющим на основные поведенческие характеристики человека. Когда ребенок вырастает и вступает в самостоятельную жизнь, в подсознании он обращается к опыту третьей матрицы: если этап был преодолен самостоятельно и успешно, то вера в собственные силы будет более прочной, будет больше лидерских задатков. Если мама была вынуждена прибегнуть к кесареву сечению или к стимуляции — то это отпечатывается на подсознательном уровне у ребнка как необходимость поиска помощи извне в стрессовой ситуации, первая ставка будет делаться отнюдь не на собственные силы и возможности.
Четвертая матрица — матрица воли. Это первые минуты и часы после рождения. Человек делает вдох легкими и знакомится с этим миром «снаружи». С момента появления здесь он начинает жить по-другому. Очень важен первый контакт с матерью, возвращение безмятежности и покоя, ощущение любви и поддержки.
Кризис первого года жизни
Первый этап преодолен, первые трудности позади: вот он, мир, в нем можно жить, причем весьма гармонично и уютно. Но с возрастом он открывает перед нами всё новые грани. На первом году жизни ребенок сдает свой второй экзамен по освоению вселенной, задача мамы — помочь ребенку получить «отлично». «Первый год жизни ребёнок живёт только мамой, - продолжает Мария Зоря. - Мама – это весь его мир, его Вселенная. К возрасту же 1 года ребёнок обнаруживает, что мир не ограничен только мамой, её руками и колыбелью. Малыш делает первые шаги, пробует говорить первые слова, изучает возможности своих рук. То есть наступает этап активного освоения жизненного пространства. В общем, это закономерное развитие, как физическое, так и психическое. Поэтому психологи часто рекомендуют завершать грудное вскармливание к этому моменту. Так как приходит время отделения ребенка от матери в смысле ослаблении симбиотической, предельно тесной связи. Что может ожидать родителей, когда их ребёнок достигает возраста 1 года? Малыш становится более настойчивым, требовательным, упрямым, чрезмерно любознательным. Это сопровождается эмоциональными всплесками, резкими перепадами настроения, от безудержного смеха до рыданий и криков. Малыш сердится, когда его не понимают, а понять его бывает сложно, так как пока он ещё говорит на своём, детском языке. Ему нужно во всем участвовать, везде лазить, всё трогать на ощупь и на вкус. Всё перечисленное – нормально. Ребёнок познает мир! Задумайтесь, что вас уже мало чем удивишь, а для ребёнка, наоборот, почти всё впервые! Первая печенюшка, первый снег, первое купание в озере, первая поездка в путешествие… Основное, что необходимо применять на практике, – это именно понимание того, что происходит с ребёнком, что он сейчас смотрит на мир широко открытыми глазами. Не лишайте его развития того потенциала, который проявляется в этот период. Не ругайте малыша, если он рассыпал крупу (ну интересно же человеку, что там такое в банке!), если он размазал всю еду по себе, вам, столу и всему, до чего дотянулся, если радостно ринулся в грязную лужу. Объясняйте – спокойно, доброжелательно, с лаской, – но не кричите и не используйте в качестве аргумента шлепки по попе. Включайте собственную фантазию, включайтесь в игру с ребёнком, ещё раз – пробуйте его понять и найти оптимальные способы взаимодействия».
Психолог Эрик Эриксон, много времени посвятивший изучению возрастных кризисов человека, определил три основные линии развития ребенка в возрасте одного года. Ребенок начинает больше двигаться, он становится более раскован, настойчив, более свободен в своих пространственных перемещениях. Он начинает охватывать все больший радиус целей, причем со стороны кажется, что ребенок хочет узнать и успеть всё. Второй важный момент — это овладевание речевым аппаратом. Начинаются бесконечные вопросы, которые не всегда понятны взрослому. Толкование же и ответы также бывают непонятны малышу, поэтому о многих понятиях в этом возрасте складывается неправильное представление. Третий момент — речь и развивающаяся моторика ребенка позволяют ему охватить своим воображением такое большое количество ролей, что зачастую его это просто пугает.
Как справиться?
Получается, что желаний у ребенка много, а возможностей для их реализвации пока не хватает. Оттого многие мамочки ласково называют детишек в этом возрасте маленькими шилопопами. Звучит мило, но, к сожалению, кризис одного года у детей часто вызывает кризис и депрессию у молодой мамы. Невозможно заниматься своими делами: ребенок постоянно требует внимания, он не отпускает маму ни на шаг, даже в туалет. Каша оказывается то на полу, то на мамином лице, штанцы — где угодно, только не на попе, а когда сдают нервы и вы прикрикиваете на стучащего кулаками в пол чадо, получаете совершенно обратную реакцию. Что делать? Есть несколько рекомендаций, которые помогут обуздать маленького непоседу.
Дети в этом возрасте очень восприимчивы к чужому примеру. Зайчик на картинке в книжке послушно кушает, кукла укладывается спать, какой-нибудь другой уважаемый ребенком персонаж с легкостью меняет одежку. Зайчики и другие герои детского мира становятся для родителей верными союзниками и помощниками в пропоганде образцового поведения.
Пока вас нет дома, ребенок очень скучает. Поэтому если мама работает, то, возвращаясь вечером домой, видит капризулю, а иногда и маленького истерика. Если вы сразу кинетесь готовить ужин, будьте уверены, что годовалый ребенок сделать это вам спокойно точно не даст. Лучше потратить полчаса на общение с ребенком сразу после прихода домой, чем часами воевать то с кастрюлями, то с детскими пощипываниями за коленку. Ребенок очень скучает, пока вас нет, ему важно удостовериться, что мама никуда не делась и не денется, что она с ним в любую минуту и всегда готова его поддержать. После непродолжительного общения ребенок успокоится, поймет, что вы вернулись, тогда напряжение спадет и готовка пройдет споконее.
Безграничное любопытство годовалого ребенка нельзя пресекать — его нужно перенаправлять в мирное русло, если, например, его заинтересовала розетка или нож. Если нравятся собачки, покажите, как их можно гладить, чесать за ушком — и вовсе не нужно их за хвост тягать. Нельзя кричать и безапелляционно запрещать — иначе рискуете вырастить безинициативного зануду. И вообще, красоту и изысканность интерьера в квартире, где живет годовалый шустрик, нужно принести в жертву безопасности: отвернулись на секунду — ваза вдребезги, оставили на две минуты на широком подоконнике с кошкой, в итоге кошка с квадратными глазами на шкафу, а ребенок с шишкой на полу. Конечно, везде мягкие подушки не разбросаешь, но элементаные меры предосторожности принять необходимо, ведь для получения травмы много времени не нужно — хватит нескольких секунд.
Помните, что ваше состояние целиком передается ребенку. Когда вы на его истерики реагируете криками, легче не становится ни вам, ни ребенку. Запаситесь терпением и переживайте кризис вместе: тепло, мирно, с любовью.
Поделитесь в блоге своим опытом: как переживали кризис года у ребенка вы? Что делали или не делали. Что ощущали. Детали вашего взаимодействия с малышом.
Елена Шайдаева