В Петербурге активизировались так называемые сотовые «колхозы», действующие по принципу финансовой пирамиды и предлагающие частным пользователям «сократить расходы на мобильную связь до 60-70 процентов». Сами сотовые операторы поощряют такую активность «партнеров», они для них стали важным каналом продаж, поставляющим «качественных» абонентов.
Принцип работы сотовых «колхозов» достаточно прост. Теоретически заняться этим бизнесом может любой предприниматель. Для этого достаточно обзавестись юридическим лицом и подключиться на корпоративный тарифный план любого из операторов, недоступный для частного клиента, после чего приступить к перепродаже услуг частным лицам.
Крупные потребители получают целый набор различных скидок, поэтому в корпоративных тарифах стоимость вызовов заметно ниже. Например, тариф с безлимитными звонками на все мобильные Петербурга стоит 500 рублей в месяц. Тариф с безлимитными звонками на телефоны базового оператора по всей России можно приобрести от 175 рублей в месяц (для сравнения: физическим лицам точно такую же тарифную опцию предлагают по цене от 215 рублей в месяц — т.е. на 23 % дороже). За 1400 руб. в месяц можно приобрести безлимитную связь на все телефоны (городские, мобильные) Петербурга и Ленобласти, 3000 минут вызовов в месяц на телефоны базового оператора по России, с бесплатными входящими вызовами в национальном роуминге. Также «корпораты» могут бесплатно подключить различные допуслуги — такие, например, как запрет контент-услуг (что особенно актуально во время эпидемий SMS-мошенничеств).
Обыкновенно, владельцы «колхоза» имеют несколько статей доходов. Прежде всего, это вознаграждение и различные бонусы, выплачиваемые оператором за привлечение новых абонентов, кроме того, иногда за вступление в «колхоз», то есть за возможность пользоваться корпоративными тарифами, взимается плата и с пользователей. Если «колхоз» становится масштабным, его «председатель» может выторговать у оператора дополнительные скидки, увеличив тем самым свои доходы.
У каждого «колхоза» своя тактика набора абонентов. Одни продвигают свои услуги исключительно через рекламу типа «безлимитка по доступной цене», другие ориентируются на различные этнические группы, в которых обладают определенным влиянием и т.д. Однако лидеры «колхозного» движения, обслуживающие несколько десятков тысяч пользователей, исповедуют принцип сетевого маркетинга (multi-level marketing, «млм» — многоуровневый, или сетевой маркетинг). «Подключаешься сам и приводишь новых пользователей. За каждого подключенного абонента получаешь определенный процент с его платежа», — объясняет один из участников крупного «колхоза». В Петербурге подключение к такой «сотовой пирамиде» обойдется в 150-500 рублей — в зависимости от выбранного тарифного плана. При этом за каждого привлеченного клиента участник получает 100-200 рублей.
Однако потенциальным «колхозникам» необходимо понимать, что в этой схеме есть и определенные риски. Основная опасность — потеря номера. Дело в том, что все телефонные номера в «колхозах» зарегистрированы не на частных клиентов, а на юрлицо, на которое оформлен договор с оператором и которое является де-юре корпоративным клиентом. В случае банкротства такого юрлица пользователь рискует потерять и телефонный номер, и деньги на лицевом счете. Кроме того, под видом «колхозов» порой действуют откровенные мошенники, поэтому подключение на «сверхвыгодный тарифный план» пользователю может «выйти боком».
Наиболее известные сервис-провайдеры («колхозы») сотовых компаний в Санкт-Петербурге
МегаФон: PRO Мобайл
МТС: КСО, Еха Мобайл, Росмобайл, MobiDiler
Билайн: Безлимитный Петербург, EkoMobile, Выгодные тарифы
Tele2 : NomerSPb, Unlim-net
Сотовые операторы поддерживают развитие «колхозов», которые поставляют «качественных» абонентов с высоким ARPU(средний ежемесячный платеж). Помимо этого оператор может существенно сократить свои расходы на привлечение абонентов через традиционные каналы продаж. «Стимулировать как-то особо такую форму работы нет необходимости, здесь в первую очередь заинтересовано то юрлицо, которое должно продать услугу связи конечному абоненту», - сообщили в Северо-Западном регионе ОАО «Вымпелком». «В целом мы как оператор не препятствуем и не планируем препятствовать любым способам использования наших услуг (конечно, если это использование осуществляется в рамках законодательства). В конце концов, итоговый выбор всегда за клиентом», - говорят в Северо-Западном филиале ОАО «Мегафон». «Они («колхозы». - Прим. ред.) просто являются крупными, оптовыми потребителями наших услуг и трафика в соответствии со стандартными схемами использования корпоративных тарифных планов. Плюс этой схемы в том, что физлица получают возможность пользоваться корпоративными тарифными планами», - считают в Северо-Западном регионе ОАО «Мобильные телесистемы».
Алексей Цой, telecomblog.ru, специально для «Фонтанки.ру»