Венчавший Международный фестиваль искусств имени Исаака Шварца концерт при участии Эмира Кустурицы, Юрия Шевчука, Сергея Эрденко и их ансамблей в течение нескольких часов менял формат: был он и вечером воспоминаний, и политической акцией, и шапито в честь русско-сербской дружбы.
Исаак Шварц, знаменитый петербургский композитор, умерший полтора года назад, прежде всего известен массовому слушателю по киноработам, особенно – по песням на слова Булата Окуджавы. Идея трибьюта Шварцу разнообразных и разношерстных исполнителей могла увенчаться замечательным результатом. А даже если бы не увенчалась – поспособствовала бы популяризации отечественного музыкального архива, ведь далеко не все песни Шварца (включая саундтреки из фильмов «Братья Карамазовы», «Дикая собака Динго» и «Станционный смотритель») сегодня остаются на слуху. Впрочем, фестиваль, учрежденный Правительством Ленобласти, подобных легких путей не ищет: уже есть информация, что в следующем году в Выборге в рамках фестиваля будет показан спектакль по воспоминаниям и песням Булата Окуджавы «Капли датского короля». Нынешний концерт в БКЗ, посвященный Шварцу, также оказался довольно экстравагантным.
Цыганское трио «Лойко» тихо, но задушевно дало старт концерту, с каждым номером усиливая динамику. Сергей Эрденко спел сразу две вещи Шварца: «Любовь и разлуку» и «Музыканта», – потом вспомнил, что маэстро очень нравилось его исполнение романса «Ямщик, не гони лошадей», выдал несколько плясовых инструменталов и уступил место Юрию Шевчуку. Группа «ДДТ» появилась в акустическом составе и исполнила вовсе не Шварца, а несколько старых и несколько новых песен Шевчука. Свежий материал группы особенно контрастировал с образцами лирики Окуджавы. Только несколько цитат: «Патриотизм – солнце, тонущее в реке», «Капитализм человека делает вещью, а у каждой вещи есть вор», «Солдаты духа, мы горим в трусах» и, наконец, достойный «Смехопанорамы» пассаж «И хоть мучает меня бессилие, но я не с “Единой Россией”», встреченный оглушительными аплодисментами. Парадоксальная образность лирики Шевчука довольно странно звучала в комплекте с набором терминов из учебника политологии и пафосом газетной передовицы. Осенью у группы ожидается альбом «Иначе», но это самое «иное» на фоне хитовых «Весны» и «Просвистела» показалось не очень убедительным. Напоследок «ДДТ» и «Лойко» сыграли «Ваше благородие...» – кажется, изначально задумывали, что эта песня будет венчать концерт, но финал у него вышел совсем иной.
Всё второе отделение было отдано Эмиру Кустурице и No Smoking Orchestra. За день до концерта франко-сербский режиссер и музыкант дал пресс-конференцию, на которой вывалил на журналистов целый короб информации. Рассказал анекдот про Чака Норриса и его маму. Представил книгу фотографий, которую подготовил постоянный хроникер No Smoking Orchestra Зеко, то есть – Зайчик: лидер коллектива с ходу выдал историю про юного зайчика и танк. Сообщил, что продолжает писать книгу «Дорогой мой Федор» о Достоевском, по которой хочет снять в Петербурге фильм. Дошло дело и до Исаака Шварца. Кустурица поделился, что его музыку слышал в фильме Куросавы «Дерсу Узала», и заметил: в фильмах, в которых работал этот композитор, очень трудно разграничить, когда заканчивается музыка и начинается непосредственно действие самой картины.
На сцене БКЗ взъерошенный режиссер-гитарист уже не был центром внимания, его эскапады составляли лишь часть шоу, причем не самую значительную. Куда интересней оказалось следить за кунштюками скрипача Деяна Спаравало: скажем, в одной из песен он играл гигантским смычком. Отвлекала взгляды и пятерка бэк-вокалисток в коротких платьицах: не то чтобы они хорошо пели, зато постоянно плясали, порою очень эффектно. Решив все проблемы со звуком примерно к третьей песне, коллектив сыграл несколько треков из фильмов Кустурицы, а также бодрую кричалку «Fuck MTV».
В конце выступления на сцене появились «Лойко» с абсолютно счастливым Эрденко, который предложил исполнить его композицию под названием «Кустурица», сочиненную под впечатлением от фильма «Время цыган», – без репетиций, без подготовки. Тут начались стихийные братания, ритмичный галоп и крики «Ромалы!». Вечер полностью погрузился в цыганский колорит и закончился на высокой экстатической ноте. Сожалеть оставалось только об одном: нота эта не имела никакого отношения к партитурам Исаака Шварца.
Радиф Кашапов,
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»