Белорусские предприниматели собираются снабдить Петербург не только продуктами питания, одеждой и обувью, но и скоростными трамваями и гибридными троллейбусами. Город, в свою очередь, обещал помочь со строительством первой в республике атомной энергостанции. В нынешней финансовой ситуации, сложившейся в союзном государстве, это может стать неплохим подспорьем.
Белоруссия — партнер города номер один, заявила Валентина Матвиенко на четвертом заседании Совета делового сотрудничества между северной столицей России и её западными соседями. По данным губернатора, товарооборот между нашим городом и Белоруссией в прошлом году составил 35 миллиардов 770 миллионов рублей. А объем поступивших инвестиций из этой страны, по оценкам Петростата, превысил 600 миллионов долларов.
«И это не предел, - заметила Матвиенко. - Потенциал этой страны неисчерпаем. Беларусь — основной поставщик качественной одежды, обуви и вкусных продуктов питания. Мы не сомневаемся в наших партнерах и всегда готовы подставить им свое петербургское плечо».
Напомним, что в настоящее время Белоруссия переживает не самые легкие времена. Экономические проблемы заставили руководство страны обратиться за помощью к другим государствам. Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) уже принял решение выделить ей в кредит 3 миллиарда долларов. Минск получит 800 миллионов на стабилизацию валютного рынка в ближайшее время.
Если же этого будет недостаточно, то, как заявлял ранее Александр Лукашенко, не исключено, что границы страны могут закрыться для импорта. Однако на прошедшем заседании в Смольном премьер-министр страны Михаил Мясникович отметил, что «никаких административных мер в отношении ограничения импорта-экспорта не принималось и приниматься не будет». «Более того, скажу, что к 2012 году, как и планировалось, будет создано единое экономическое пространство без каких-либо границ в рамках сотрудничества России, Казахстана и Беларуси. На самом деле, фактических границ нет и сейчас», - заявил он.
По заверениям главы правительства и предпринимателей, прибывших в Смольный, республика всегда рада сотрудничать и с Россией, и с Петербургом. В этом году, например, Белоруссия собирается обеспечить Петербург не только «вкусным» продовольствием, но и городским транспортом. Зарубежные промышленники предложили комитету по транспорту приобрести гибридные троллейбусы (которые могут передвигаться бесконтактным способом) и скоростные трамваи. Производители заверили губернатора в том, что их продукция соответствует самым высоким международным стандартам, но стоит дешевле, чем европейские товары. Правда, конкретную стоимость одного трамвая или троллейбуса руководители заводов не назвали. Сказали только, что при формировании цены обязательно учтут «многолетние и продуктивные отношения с городом».
В результате губернатор посоветовала руководству КТ обратить на белорусские разработки «особое внимание». В этом году ведомство планирует потратить на обновление парка 300 миллионов рублей. И не исключено, что деньги уйдут именно к белорусам. «Шансы, что мы выберем именно их продукцию, - велики», - рассказал «Фонтанке» председатель ведомства Станислав Попов.
Кроме общественного транспорта, Белоруссия намеревается снабдить город уборочной техникой. Но, как оказалось, иностранным производителям сложно принимать участие в тендерах. В качестве примера руководители РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» привели конкурс на право поставки техники для уборки улиц в зимнее время. «Тогда у нас действительно была нестандартная ситуация, - ответила на это губернатор. - Нам требовалось высококлассное оборудование, которое делали только в Европе. Это был единичный случай, и в дальнейшем мы сделаем все, чтобы белорусские предприятия могли принимать участие в тендерах. Их техника нам тоже нужна».
А Минску нужны петербургские строители и энергетики. В марте между правительствами России и Белоруссии было подписано соглашение о строительстве первой в республике атомной электростанции около поселка Островец в Гродненской области. Проект АЭС нового поколения разработало городское предприятие «Атомэнергопроект» (СПбАЭП), которое входит в госкорпорацию «Росатом». В рамках своего визита в Петербург Михаил Мясникович встретился с руководством СПбАЭП и отметил, что выбор пал именно на предложение петербургских инженеров, поскольку реализованный прототип станции - два энергоблока Тяньваньской АЭС в Китае - «демонстрируют очень хорошие показатели надежности, безопасности и экономичности».
Валентина Матвиенко пообещала, что следующая программа взаимодействия Белоруссии и Петербурга принесет еще более значительные результаты. Она уже дала поручение профильным комитетам разработать план совместных проектов на следующие три года: «С нашей стороны тоже будет сделано все для того, чтобы расширить наше сотрудничество».
Валерия Петрова, «Фонтанка.ру»