Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры «Прелюдия» Начо Дуато в Михайловском: Петербургская поэма (фото)

«Прелюдия» Начо Дуато в Михайловском: Петербургская поэма (фото)

2 807

Год назад балетный мир был взволнован необычайным событием: один из ведущих хореографов мира, испанец Начо Дуато, согласился занять должность худрука балета в нашем Михайловском театре. В январе Дуато приехал и начал работать, а в марте вышел первый его спектакль с набором сувенирных русских банальностей – и ликование сменилось недоумением. Новая постановка Начо Дуато, «Прелюдия» (на музыку Генделя, Бетховена и Бриттена), – это уже совсем другое дело.

По-видимому, первый культурный шок от встречи с Петербургом улегся, и теперь эта встреча стала давать свои плоды. Темп, как видим, Дуато взял высокий: пока получается, что премьера у него раз в два с половиной месяца. Что означает переход Михайловского театра к западной модели «авторской» балетной труппы с иным принципом существования: из закрытого храма искусств он превращается в мастерскую, где кипит напряженная жизнь и творческий процесс разворачивается у нас на глазах. Как это будет сочетаться с обычной работой труппы, перманентно танцующей весь классический репертуар, – увидим. Случай, кажется, беспрецедентный. Важно, что самого Дуато такая коллизия явно увлекла. Потому что новый его балет именно об этом.

Сцена из балета "Прелюдия", Михайловский театр, хореограф Начо Дуато



Мотивы создания «Прелюдии» прозрачны. Как и в «Nunc dimittis», первом петербургском опусе Дуато, здесь трансформированы личные впечатления от новой жизни, только на этот раз его Петербург – это и есть Михайловский театр, академический репертуарный театр, живущий давними традициями. Театр, принадлежащий совсем иному культурному пласту, нежели те мобильные современные труппы, в которых Дуато всегда работал.

Спектакль начинается изумительно красивой мизансценой. Задника нет; глубины сцены открыты. Там нагромождены фрагменты декораций – в том числе, купол собора Святого Петра (кусок декорации к опере «Тоска»), стоящий на полу. Это утроба сцены – то, что всегда поражает человека, попадающего за кулисы. Понятно, что Начо за кулисами не впервые, но здесь не просто «кулисы», а традиционная оперно-балетная сцена, где любая магия имеет прозаическую монтировочную подоплеку.

Рядом с куполом неподвижно застыли рельефно освещенные скульптуры ангелов, какие бывают на крышах; когда они начинают двигаться, мы понимаем, что это петербургские балерины – девушки в «сильфидных» тюниках.

Сцена из балета "Прелюдия", Михайловский театр, хореограф Начо Дуато



Механика театральных иллюзий становится одной из поэтичных тем «Прелюдии» (Начо сам выступает и как художник-постановщик, и как художник по костюмам). В визуальную партитуру спектакля вписано движение декораций: то вдруг в пустое пространство сцены – в черные «сукна» современного балета – быстро спускаются две кулисы с деревьями или задник с пейзажем (из «Жизели», должно быть), но танцовщики приподнимают и морщат ткань, так что пейзаж плывет и плавится, как часы у Сальвадора Дали; то вдруг – игра с театральными подменами, с иллюзорностью фактур: шелковый занавес, струясь и клубясь, падает с колосников, но, повиснув, кажется тяжелым, пока премьер (это Леонид Сарафанов) легкой рукой не срывает его и на полу не оказывается лишь кусок тонкой ткани. Но вот несколько человек уносят эту ткань на плечах – так монтировщики носят свернутые декорации, – и это, конечно, еще и мимолетный образ похоронной процессии. А ближе к финалу один из протагонистов восседает на куполе, демонстративно разрушая еще одну классическую театральную иллюзию – пропорций и перспективы.

Сцена из балета "Прелюдия", Михайловский театр, хореограф Начо Дуато



Подобный прием в искусстве называется остраннением: когда знакомое явление увидено как бы впервые, воспринято как нечто «странное», и все его особенности от этого становятся чрезвычайно выпуклыми. Так же, как театральная условность, в новом балете Дуато остраннена и сама балетная классика: но на нее хореограф смотрит изумленным и восхищенным взглядом, она для него – петербургское волшебство.

«Прелюдия» Начо Дуато – это спектакль иностранца о чужой культуре, уже им любимой. Балетная классика здесь – чужой для хореографа язык, характер которого он пытается схватить. И осмыслить особенности. Привычные формы пущены им в новые ритмы: адажио становятся скоростными, идут «рапидом», центральный дуэт оказывается одним из нескольких, переосмыслены и «эволюции» кордебалета – положены на какую-то совершенно иную основу, делающую их и узнаваемыми, и неузнаваемыми одновременно.

Сцена из балета "Прелюдия", Михайловский театр, хореограф Начо Дуато



Мотивы «белотюниковых» балетов – «Шопенианы», «Жизели», «Сильфиды», даже баланчинской «Серенады» – ясно прослеживаются здесь; кстати, Баланчин трансформировал классику отчасти так же, но лишь отчасти, потому что Баланчин был плоть от плоти классического балета, и его взгляд всё равно был взглядом изнутри. И еще: Баланчин работал со структурами, а Дуато работает с образностью. И классический балет представлен у него не как форма, но как Театр в его исконном, сущностном виде.

При этом происходит непростая игра: свободный язык современного балетного танца, который для самого Дуато естественен, хореограф делает языком главных персонажей (Ирина Перрен, Леонид Сарафанов, Марат Шемиунов). Классика же оказывается тем особым миром, в котором эти персонажи существуют. Получается почти как театр в театре: балет не показан, но представлен на сцене. Только на самом деле эта игра еще сложнее, потому что «родной язык» петербургских исполнителей – как раз та самая классика, и «перевод» в результате у них двойной. При этом никакой сюжет им в подмогу не предусмотрен: художественная система Дуато, как и у его учителя Килиана, сюжета не предполагает – в ее основе не рассказ, а развитие танцевального образа, не повествование, а музыка, не фабула, а полифония мотивов, порой едва уловимых. И к чести наших солистов надо сказать, что в этой сложнейшей материи все трое выглядят на удивление органично.

Сцена из балета "Прелюдия", Михайловский театр, хореограф Начо Дуато

Персонаж Сарафанова воспринимается как лирический герой, alter ego хореографа. При этом характера, личных черт он лишен, но зато парадоксально несет в себе неожиданную тайную тему, совсем не явленную зримо, и всё же ощутимую: он некий Пьеро, хоть и без каких-либо внешних примет. Причем соотносимый не с народным театром комедии дель арте, а скорее с символистской, блоковской трактовкой начала ХХ века, когда Пьеро оказывался утонченным и человечным существом, противостоящим всей пошлости мира. Особенно ярко это видно, когда герой Сарафанова лежа катится по сцене и, разрушая условность рампы, замирает у самого края, свесив безжизненную руку в оркестровую яму, где музыканты бестрепетно заняты своим делом. Я вовсе не хочу сказать, что всё это – сознательная программа Дуато, но в нашем, петербургском, контексте все эти мотивы вдруг начинают читаться.

В общем-то, вполне понятно, почему Сарафанов ушел сюда из Мариинки. Современный танец раскрывает совсем другие стороны его таланта. Обаятельный и легкомысленный сильф, вечный мальчик в классическом репертуаре, здесь он реализует свои мужские качества и драматический дар.

Сцена из балета "Прелюдия", Михайловский театр, хореограф Начо Дуато



Второй мужской персонаж (Марат Шемиунов) воплощает инфернальное начало – петербургскую мистику, безошибочно, между прочим, схваченную хореографом: когда этот человек в черной одежде (сюртуке?) усаживается на купол в глубине сцены, устраняя реальное соотношение величин – это шаг в сторону гоголевского Петербурга (то, что купол римский, – решительно здесь не важно). Насколько грубыми были русские мотивы в «Nunc Dimittis», настолько тонки петербургские реминисценции «Прелюдии». Нигде этот город не показан прямо – и вместе с тем спектакль наполнен петербургским духом.

Сцена из балета "Прелюдия", Михайловский театр, хореограф Начо Дуато



Пожалуй, человек в черном – это дух Театра, тогда как Девушка – изящная Ирина Перрен, – настоящая, живая, а путь персонажа Сарафанова – из недр театральности к естественности, к любви и жизни. Потому что – и это, похоже, месседж Дуато – жизнь и любовь легко вырастают внутри театра, где обитают, на самом деле, не призраки, а люди. Инфернальность «человека в черном» оказывается мнимой – это еще одна театральная обманка. И спектакль оканчивается острой лирической нотой: Юноша и Девушка (Сарафанов и Перрен) решительным и совершенно не балетным шагом быстро уходят вместе в глубину сцены. А название «Прелюдия» дает нам, зрителям, возможность подумать, что это только начало петербургского пути Дуато, а главное – впереди.

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Михайловского театра

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях