После грандиозных «Хранителей» Зака Снайдера новость об экранизации очередного комикса больше не вызывает недоумения, а совсем даже наоборот, возрождает, казалось бы, надежно зарытый еще где-то в песочнице энтузиазм и веру в супергеройское кино. А в случае с «Зеленым фонарем» («Green Lantern») детали проекта и вовсе держали поклонников жанра и прочих неравнодушных в радостном предвкушении. По выходе картины в прокат с неравнодушием пришлось расстаться.
У фильма действительно были все предпосылки для успеха: режиссер Мартин Кэмпбелл, снявший «Казино “Рояль”», симпатичный актерский состав, включающий Тима Роббинса и Марка Стронга. Не забудем и про достойный бюджет в 150 миллионов, немаловажный фактор для успешного блокбастера. И самое главное – объект экранизации и культа, густонаселенная и перенасыщенная событиями вселенная с богатейшей и затейливой мифологией, безумная фантазия гениев из DC Comics, ответственных также и за Бэтмена с Суперменом. Но что-то разладилось там, в этой вселенной: сталкиваясь с темной магией Голливуда, оказываются бессильными, по-видимому, даже технические достижения сверхразумных цивилизаций.
В один прекрасный день строгий умирающий гуманоид со страшной синей раной в васильковом теле сообщает Хэлу Джордану – инфантильному и психически неустойчивому летчику-испытателю, втайне боящемуся всего, но особенно боящемуся показать свой страх, – что Хэл удостоен особой чести. Его выбрало кольцо силы, и отныне Хэл обречен стать рядовым корпуса Зеленых фонарей, могущественной организации межгалактических сил, созданной с целью защиты Вселенной. Только что призванный американский новобранец обрастает зеленым комбинезоном и дурацкой маской, а затем без особых раздумий и вопросов (подумаешь, пришельцы) отправляется на планету Оа. Там обитают создатели колец силы – Стражи Вселенной: неприятные гибриды гидроцефала и дымчато-синего инопланетного захватчика из фильма «Марс атакует!». А еще там находится Центральная батарея силы, которая заряжает Зеленых Фонарей, а те, в свою очередь, заряжают кольца силы, – какой-то электрический «дом, который построил Джек». Причем этот дом, то есть главное его здание – та самая батарея, архитектурно очень напоминает Белый дом, что при соответствующем настрое может привести к параноидальному выводу, что фильм финансируется американским Генштабом. Хэл успевает взять пару уроков супергеройского мастерства у новых зеленых друзей – вежливого лосося и откормленной стероидами свиньи, и тут на его новом поприще появляются досадные препятствия в виде Параллакса, адского осьминога и по совместительству воплощения страха Вселенной, а также сопутствующие препятствиям внутренние метания, сомнения и страхи. Они и оккупируют весь унылый остаток экранного времени.
То, как обошлась съемочная группа с замечательным первоисточником, библией для любителей графической новеллы, тянет на диверсию: такой незатейливо-приблизительный гоблиновский перевод, из которого для пущего садистского эффекта потом убрали все шутки, а в итоге – абсолютная идиотическая пустота. Исполнитель главной роли Райан Рейнолдс – обладатель лица, скучного, как вареный картофель. Первоначально Хэл Джордан был срисован художником Джилом Кейном с актера Пола Ньюмана, чьи пронзительные голубые глаза и медальный профиль как нельзя лучше подходили для образа защитника человечества. Райан Рейнолдс с его усредненной пластилиновой приветливостью человека, рекламирующего тренажеры в телемагазине, в качестве величайшего из супергероев оказался совершенно недостоверным и неуместным.
Спецэффекты – и вовсе отдельная тема. После появления в сети первого трейлера создатели фильма за отсутствие фантазии и безыскусность удостоились от сетевых комментаторов всех мыслимых ненормативных вербальных конструкций. Продюсеры перепугались, добавили бюджету еще 10 миллионов, что, однако, значительного эффекта не произвело – разве что водевильная маска, ранее существовавшая как бы отдельно, теперь прочно прописалась на картофельном лице Райана Рейнолдса. Жалкие суперзлодеи не способны напугать и младенца, взрослых же, увы, не могут даже рассмешить. Инопланетные ландшафты прорисовывала, по-видимому, дружная команда двоечников-лоботрясов. А «зеленый экран», на фоне которого снимали актеров, невозможно скрыть даже за монохромной зеленой гаммой фильма.
В итоге вместо торжества ницшеанского сверхчеловечества в фильме Кэмпбелла остается зафиксировать лишь кривляние нелепых мультяшек. И если Хэлу Джордану, чтобы справиться со своими трудностями и проблемами Вселенной, понадобилась масса времени, то зрителю, пожалуй, будет достаточно и получаса, чтобы почувствовать самое брезгливое равнодушие к межпланетной повестке дня.
Елена Иванова,
«Фонтанка.ру»
Фото: Warner Bros.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»