По данным Минкомсвязи РФ, в 2010 г. главным драйвером телекоммуникационного рынка стала местная телефонная связь. Этот сегмент рынка за год вырос почти на 11 %. Для сравнения: рост рынка сотовой связи составил чуть более 7 %, документальной электросвязи (куда входит интернет-доступ) — 10 %. При этом, что любопытно, количество телефонных аппаратов в стране стремительно сокращается. Только за первый квартал 2011 г. их число уменьшилось почти на 243 тыс. штук — до 41,5 млн телефонов (данные Минэкономразвития). А год от года сокращение составляет свыше миллиона телефонов.
Причины сокращения числа телефонных аппаратов очевидны: фиксированную телефонную связь вытесняют мобильная связь и IP-телефония. Феномен состоит в том, что стремительное сокращение телефонов не сказывается на темпах роста доходов от фиксированной телефонии. Иными словами, телефонов становится меньше, но объем платежей с каждого телефона существенно растет.
Объясняется это тем, что тарифы на услуги местной телефонной связи ежегодно увеличиваются примерно на 10 %. В Петербурге, например, ежемесячная абонплата за безлимитный тарифный план составляет 400 рублей для физлиц и 540 рублей для организаций. При этом доход местного филиала ОАО «Ростелеком» (бывший «Северо-Западный телеком») с одной телефонной линии составляет около 250 рублей в месяц. Абоненты сотовых компаний платят за услуги связи сравнимые деньги. Например, средний ежемесячный доход «Мегафона» с одного абонента составляет 294 рубля, а аналогичный показатель Tele2 – всего 209 рублей.
Пока наиболее активно от фиксированных телефонов отказываются организации и предприятия. Частные пользователи по ряду причин не спешат полностью переключаться на мобильную связь и IP-телефонию. Сказывается, в первую очередь, инертность потребителей и слабая осведомленность пользователей о преимуществах IP-телефонии. К примеру, уже сейчас петербургские провайдеры IP-телефонии предоставляют услуги с прямым городским номером за 270 рублей в месяц по безлимитному тарифу (неограниченные звонки на фиксированные телефоны Петербурга). Другой пример: Skype — самый популярный в мире сервис IP-телефонии — обслуживает свыше 660 млн пользователей по всему миру. Из них в России — менее 10 млн.
«У отечественных потребителей еще не полностью сформировалось представление о преимуществах некоторых новых услуг, в том числе — IP-телефонии. Кроме того, ряд правовых аспектов, связанных с деятельностью IP-операторов, остается неурегулированным. Тем не менее, на российском рынке есть примеры успешного продвижения сервисов IP-телефонии. В частном сегменте — это проект «Горсвязь» от «ЭР-телекома», в бизнес-сегменте — Magic от МТТ. В целом, уровень проникновения IP-телефонии в корпоративном секторе в крупнейших городах России примерно соответствует уровню Западной Европы двух-, трехлетней давности», - говорит генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.
"Действительно, в большей своей массе физические лица предпочитают платить за местную телефонную связь «Ростелекому» и массово не переходят на более дешевую IP-телефонию, которую предлагают ШПД-провайдеры (провайдеры широкополосного доступа. — Прим. ред.), - согласен директор «Комлинк Телеком» Денис Крамаренко. - Инертность связана с целым рядом параметров: необходимость смены номера, зависимости работоспособности услуги от наличия электричества и функционирования абонентского оборудования, а также, в большинстве случаев, с небольшим размером, в абсолютном выражении, экономии при подобной смене".
Казалось бы, ситуацию могут переломить «домашние сети», которые активно ищут на сверхконкурентном питерском рынке возможности для дополнительного заработка, и чья сетевая инфраструктура охватывает большую часть города. Интернет-провайдеры за счет IP-телефонии вполне могли бы составить серьезную конкуренцию традиционным телефонным операторам и лишить «Ростелеком» возможности зарабатывать на инертности потребителей и ежегодном повышении тарифов.
"Это вопрос времени. Абонент просто инертен в данном вопросе", - говорит Максим Тяжелков, менеджер по рекламе и PR "ПиН Телеком". Он сообщает, что многие абоненты компании уже подключают себе IP-телефонию, поскольку звонки на городские телефоны не тарифицируются, а компания пытается раскачать услугу за счет сезонных акций и специальных предложений. "Этот рынок еще только появился. Перспективы его, в связи с очень бурным развитием сотовой телефонии и хороших ценовых предложений, пока не очень-то понятны. Тем не менее, мы планируем приступить к работе в этом сегменте и создать комплексное предложение, в которое войдет, помимо интернет-доступа, и IP-телефония", - говорит Андрей Шпедер, исполнительный директор компании SkyNet.
Алексей Цой, www.telecomblog.ru, специально для "Фонтанки.ру"