Жители уже более тысячи петербургских домов в скором времени могут оказаться без привычного домашнего телефона. Региональный филиал ОАО «Ростелеком» (ранее ОАО «СЗТ», до этого ПТС) переводит абонентов на использование цифровых технологий пассивных оптических сетей PON (passive optical network). Однако, как считают эксперты, кроме широко рекламируемых телефонистами преимуществ, внедрение таких систем грозит пользователями и многочисленными неприятностями.
В ближайшие несколько лет планируется модернизировать сети связи всей Северной столицы. Точного срока и объемов инвестиций в петербургском филиале ОАО «Ростелеком» не называют. При этом PON рассматривается как главная альтернатива используемым медным линиям. В первую очередь на нее переводят абонентов в тех микрорайонах Санкт-Петербурга, где есть устаревшие телефонные станции и линии связи, требующие срочного ремонта и замены. Оптические линии уже проложены более чем в 1200 домов (монтированная емкость составляет порядка 300 тысяч портов) и до конца года планируется увеличить их список в два раза.
Как пояснил журналисту «Фонтанки» коммерческий директор петербургского филиала ОАО «Ростелеком» Максим Афанасьев, замена оборудования производится в соответствии с утвержденным графиком, учитывающим степень износа: «Переключение на оптическую сеть для абонентов производится совершенно бесплатно».
Оптический обман
Новые технологии, по убеждению телефонистов, несут их пользователям много разных преимуществ – цифровая телефонная связь, Интернет на высокой скорости, телевидение высокой четкости и т.д. Причем по обычным тарифам.
О недостатках оптических линий в ОАО «Ростелеком» говорят с неохотой, хотя их немало. Во-первых, переход на PON влечет изменение номера. Прежний будет работать только в течение трех месяцев. В компании, правда, обещают предоставить абонентам возможность выбрать новый номер, который максимально повторяет ранее существовавший (совпадают последние 4 цифры).
Во-вторых, новая система энергозависима – устанавливаемый в квартире преобразователь ONT (Optical Network Terminal) подключается в обычную розетку. В случае отключения в доме (или квартире) электричества, телефонная связь сразу исчезнет, лишив возможности позвонить как друзьям и знакомым, так и в аварийную службу (чтобы вызывать мастера) или даже в скорую или т.п. Максим Афанасьев убежден, что отключение электричества в домах не носит регулярного характера: «Абонент также имеет возможность самостоятельно установить у себя дома автономный источник бесперебойного питания, который обеспечит работу всех услуг вне зависимости от внешних факторов (по аналогии с резервным питанием на обычной АТС). Таким образом, технология PON позволяет абоненту самостоятельно контролировать работоспособность услуг связи», – утверждает он.
Правда, не совсем ясно, почему ответственность за функционирование оборудования телефонисты возлагают на потребителей, де-факто увеличивая их затраты. Как минимум абонент должен оплачивать потребляемую ONT энергию – до 0,008 кВт*час, или примерно 16 рублей в месяц. Самый дешевый «бесперебойник» (UPS), способный поддерживать ONT в течение около 40 минут, стоит сегодня около 1200 рублей. Причем ресурса аккумулятора, как показывает практика, хватает примерно на 3-4 года, а его замена обходится еще в тысячу рублей.
О тех, кто пользуется услугами вневедомственной охраны, которая сейчас подключена через «медную» линию, стоит поговорить отдельно. Сам блок сигнализации имеет автономный источник питания, которого хватает в среднем на трое суток, но запитать телекоммуникационное оборудование PON от него пока невозможно. Бытового «бесперебойника», даже если абонент его купит, на такой период точно не хватит.
Канал связи для работы сигнализации предоставляет специальный оператор – ООО «Росохрана Телеком». В колл-центре этой компании высказали несколько версий последствий реагирования на отключение электричества в доме или квартире: один из сотрудников пояснил, что в этом случае сразу же сработает сигнализация и будет вызван наряд вневедомственной охраны. В то же время технический консультант признал, что при отключении электричества связь исчезнет, охрана не получит информацию о взломе квартиры, а «воры в общем прекрасно могут зайти и выйти из помещения».
Коммерческий директор ООО «Росохрана Телеком» Евгений Плотников, отрицая высказывание собственного подчиненного, утверждает, что ни один абонент не пострадает, так как до решения всех вопросов у клиентов останется «медный» провод. В перспективе у пользователей охранной сигнализации будет устанавливаться специальный «бесперебойник» для питания блока ONT, которого должно хватить не менее чем на 6 часов работы. Хотя вопрос, за чей счет он будет приобретаться для примерно 80 тысяч пользователей сигнализации, подключенных в настоящее время, пока не решен.
Кроме того, как признал Евгений Плотников, сейчас неоднократно возникают ситуации, когда монтажники компаний-подрядчиков самопроизвольно отключают «медь», дабы таким образом «стимулировать» владельцев квартир пустить их для установки оборудования PON. Но такие действия никем не санкционируются, а связь восстанавливается.
Марш несогласных
Эксперты в целом поддерживают планы «Ростелекома» по внедрению новых технологий: «Хотим мы этого или нет, но ADSL – устаревшая технология. Сегодня оператор тратит колоссальные деньги на поддержание сети в работоспособном состоянии, – убежден Денис Кусков, главный редактор информационно-аналитического агентства Telecom Daily. – Реально обязанность переключения на PON возникнет только через 3-4 года, когда по всему городу будет построенная оптоволоконная сеть. В любом случае, у абонента всегда будет выбор: переходить на PON или уходить к другому оператору.
Понимаю, что стационарный телефон для многих воспринимается как самый надежный вариант связи. Насколько мне известно, сейчас идет проработка вопроса создания элемента питания адаптера ONT, который сможет выдержать некоторое время для совершения звонка. Но, опять же, надо понимать, что отключение электричества это проблема в первую очередь энергоснабжающей организации («Ленэнерго»), а не оператора связи («Ростелекома»)», – полагает эксперт.
Сами абоненты далеко не всегда рады почти «бесплатному счастью», хотя их никто не спрашивает. Изначально клиентам предлагается добровольно заключить новый договор, но в компании признают, что медные линии будут работать только три месяца. «Если абонент не выразит свое согласие пользоваться услугами на базе PON (не перезаключит договор), с момента вывода соответствующего оборудования из эксплуатации, услуги связи, оказываемые на его базе, предоставляться не будут», – признает Максим Афанасьев. Хотя по закону оператор связи не вправе отключать исправно оплачивающих счета и не нарушающих правила клиентов.
График перевода домов на PON в ОАО «Ростелеком» предоставить не смогли – по факту введения новых технологий абоненты предупреждаются путем телефонного обзвона. Именно «несогласные» и вынуждены писать письма в Роспотребнадзор и в СМИ. «Фонтанка» еще год назад указала на проблемы, с которыми сталкиваются переводимые на PON абоненты, которые, в частности, вообще лишаются охранной сигнализации. На организацию подключения к вневедомственной охране «СЗТ» потребовалось более десяти месяцев (!), но и сейчас вопрос решен не до конца. Сколько абонентов может потерять связь и защиту жилья из-за технологических экспериментов петербургских телефонистов – пока неизвестно.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"