Девочки-сироты, лишенные родительского тепла, нередко отказываются от своих детей – они не умеют любить, они оказываются один на один с миром – зачастую без работы, нормального жилья, без помощи. Здесь необходимы усилия самых разных людей, только тогда маленькая семья выстоит и не распадется.
В солнечный и теплый июньский день прогулочный теплоходик отправился от причала Мойка, 59, он был украшен воздушными шариками, а его пассажирами были в тот день очень юные мамы и их малыши. Эту водную прогулку подарила им Международная некоммерческая организация Кидсейв Интернешнл. Кидсейв с 1999 года работает в России, занимаясь семейным устройством детей из сиротских учреждений, помогая детдомовцам развить навыки самостоятельной жизни, заботясь о детдомовских девочках, ставшим юными мамами.
Свои программы Кидсейв осуществляет в Москве, Смоленске, Ярославле, Сахалине и в Петербурге. «Девочки-сироты, лишенные родительского тепла, нередко отказываются от своих детей – они не умеют любить, они оказываются один на один с миром – зачастую без работы, нормального жилья, без помощи. Здесь необходимы усилия самых разных людей, только тогда маленькая семья выстоит и не распадется», - говорит глава представительства Кидсейв в России Ольга Пастушенко. С 2004 по 2010 годы в программе «Маленькая мама» приняли участие 72 юные мамы, 95 малышей остались в семьях. В Петербурге несовершеннолетним мамам из детских домов помогает и город – в Государственном кризисном центре для женщин есть отделение «Маленькая мама».
Руководитель кризисного центра Марина Гречишкина рассказывает: «С одной стороны, меня очень радует, что сейчас в семьях ситуацию, когда дочка становится очень юной мамой, все же принимают по-другому. Семьи стараются помочь, не отторгают девочку. То есть ситуация « уходи, ты в подоле принесла, нас опозорила» теперь попросту архаична. Но вот с детскими домами ничего не меняется - по-прежнему девушки и юноши абсолютно не готовы к своему физиологическому взрослению, не имеют понятия о контрацепции, при этом остаются инфантильными, с установкой «я сирота, значит, мне все должны». Многие никак не подготовлены ни к семейной жизни, ни к жизни вне стен детского дома вообще. Сейчас у нас живут две беременные девочки и шесть юных мам - все места заняты. Я за то, что надо вести профилактическую работу в школах и детских домах, готовить подростков к физиологическому взрослению, к будущей семейной жизни». «Маленькая мама» и кризисный центр – это, по сути, скорая помощь – девочка со своим малышом не может жить там постоянно, в госучреждении помогают только чуть-чуть опериться, а потом надо выходить в жизнь. И здесь именно некоммерческие организации подставляют плечо – посещают семью, оказывают юридическую и психологическую поддержку, помогают с воспитанием малыша, нередко и средства собирают, привозят одежду.
Государственные центры семьи и детства, открытые сейчас в каждом районе города, тоже делают шаги в этом направлении, только вот принцип государственной помощи – заявительный, но далеко не каждая юная мама знает о том, куда ей обращаться за помощью. НКО же боле расторопны в этом отношении – сами находят тех, кому помощь нужна. А помощь – та или иная нужна почти каждой. Вот Нина Елапина. Ей девятнадцать, а сыну Алеше полтора года. Нина осталась сиротой в детстве – умер отец, потом прямо в квартире убили мать, кровь долго не отмывалась со стен и потолка… Нина хлебнула приютского детства, детского дома…Поступила учиться, влюбилась. Но…парень предал, нашел другую девушку. Несовершеннолетняя Нина осталась с сыном одна. В ее квартире в поселке Лисий Нос жить было невозможно – вместо оконных стекол в лютую зиму полиэтилен, пол провалился прямо на землю – старый дом без подвала и толкового фундамента. Нина жила в кризисном центре у Гречишкиной, ребенка отдавать в дом малютки категорически отказалась. Учится в лицее – сама, ездит раз в месяц сдавать рефераты и зачеты, малыша в садик пока не отдать – болеет.
Этот день прогулки по Неве был для Нины праздником – немного отдохнула, оставив малыша со своим старшим братом, взяла бы с собой, но неудачная попытка посещать детский сад была совсем недавно, Алеша еще кашляет…
Кидсейв недавно помог поставить окна в квартире Нины, но вот надо еще сделать пол – невозможно же так жить, фактически на земле. Местная администрация обещает помочь с ремонтом в 2011 году, но пока еще более конкретных сроков не звучало. Нина очень боится, что будущая зима вновь окажется «аномальной»…
Желающие помочь Нине могут связаться с редакцией – mail@fontanka.ru, для «Доброго дела».
Галина Артеменко, для Фонтанки.ру Фото автора