Такой оптимистичный и настроенный на мажорный во всех отношениях лад фестиваль «Кинотавр» закончился вполне себе пессимистично – как и положено в актуальном искусстве. Что уже – повод для оптимизма: фестиваль остается культурно вменяемым. Комментирует наш корреспондент.
Нет-нет, подразумевается вовсе не то, что почти все гости фестиваля – от журналистов до участников – весь следующий день после закрытия промариновались в аэропорту из-за пробок, благодаря которым опоздали на самолеты. Это-то как раз очень хорошо, ведь цель фестиваля – сбить разрозненных деятелей в киносообщество, – и кто не сбился по своей воле за время «Кинотавра», наверстали упущенное уже после его закрытия. Пессимизма прибавили на редкость парадоксальные и расходящиеся с выстроенной в этом году политикой фестиваля решения жюри.
То обстоятельство, что главный приз за фильм «Безразличие» вышел получать председатель попечительского совета «Кинотавра» Федор Бондарчук, вообще в комментариях не нуждается. Те участники, на которых явно делалась ставка, оказались за бортом. Пусть организаторы снова и снова повторяли, что их в этом году интересуют жанр и открытость кино к зрителю – но именно жанровые и открытые фильмы остались ненагражденными. Ограничилось призом за лучший дебют «Бабло» Константина Буслова. За лучший сценарий наградили авторов экранизированной театральной пьесы «Упражнения в прекрасном» во главе с Гошей Куценко. Лучшим актером назвали участника крепко сбитого ансамбля той же ленты Константина Юшкевича. Для триумфа мейнстрима над артхаусом маловато будет.
Организаторы и сами поняли, что затея с триумфом зрительского кино провалилась. Церемонию закрытия вели звезда «Черной молнии» и «Как я провел прошлым летом» Григорий Добрыгин и актриса Дарья Мороз, периодически делясь с публикой своими детскими впечатлениями от кино – разразились, помимо прочего, небольшой осанной Жану-Клоду Ван Дамму. То есть организаторы ухватились за вторую магистральную линию фестивальной программы – ностальгическую. И правда – почти все фильмы конкурса были в той или иной степени ретро: неизбывная зацикленность на прошлом – столбовая дорога всего русского кино.
Но ностальгически-пессимистичное настроение фестиваля несколько сбил фильм закрытия – новая картина Андрея Звягинцева «Елена», уже показанная в Каннах. Здесь есть поиски нового киноязыка, есть мощная злободневность – да-да, трудно найти более современное кино, чем этот фильм Звягинцева, кто бы мог подумать? Наконец, это фильм не только про предательство и грех, остающийся без наказания, а еще про смену поколений – про то, как могучие дубы сменяются чахлыми кустиками. Словно заново родившийся Звягинцев – чем не повод для оптимистического взгляда в будущее?
Иван Чувиляев,
Сочи - Петербург,
«Фонтанка.ру»
Фото: kinotavr.ru.
Предыдущие репортажи с «Кинотавра» читайте здесь, здесь, здесь и здесь.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»