В Ледовом дворце выступила группа Jamiroquai – звезды британского фанка и эйсид-джаза. Команда, которую возглавляет 41-летний вокалист и автор песен Джей Кей, выпустила 7 альбомов, проданных тиражом 25 миллионов копий, получила множество музыкальных наград, включая «Грэмми» и награды MTV, их диск «Travelling Without Moving» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый успешный альбом в стиле фанк.
Устроители российских гастролей были наслышаны, что от Джея Кея только и жди сюрпризов. Тем более артист включил в свой райдер изрядный список алкоголя – пиво, водка, шампанское. Плюс черная икра. Будучи заядлым автолюбителем, попросил навороченный «мерседес» для передвижения по городу. Однако по прибытии в Петербург вел себя исключительно скромно, на спиртное не налегал, а когда кортеж перед концертом попал в пробку, Джей вышел из машины и прошел пешком мимо ошарашенных фанатов, пока те гадали: «Он? Не он? Да быть такого не может!»
Несколько лет назад Jamiroquai уже выступали в Петербурге на одном из летних пивных фестивалей, и вдохновленный горячим приемом публики Джей Кей сдержал свое обещание вернуться. Тут и повод подоспел: в 2010-м вышел альбом «Rock Dust Light Star», и нынче группа совершает мировое турне, представляя новые композиции. И пусть критики называют новый альбом группы не столь удачным, как предыдущие, Джей Кей считает, что в живом исполнении он звучит намного ярче, чем в записи. И это подтвердил концерт в Ледовом.
В сет-листе обнаружилась обойма из 14-ти новых и старых композиций, концерт длился полтора часа. Бэнд Кея, состоящий из двенадцати музыкантов, показал себя превосходной машиной, не только способной поддерживать рваный фанк-ритм, но еще и поражать прозрачностью аранжировок – практически в любой момент концерта можно расслышать, чем именно заняты в эту секунду гитарист, басист, ударник, клавишник и духовики. При этом инструменталисты Jamiroquai умудряются, сохранив каждый свое лицо, сыграться в один ансамбль. В нынешней программе Джей явно решил сосредоточиться исключительно на музыкальной составляющей, доказать то, что и так все знают: он прекрасный музыкант и руководит отличной группой.
Концерт порадовал слух, но другие органы чувств не разделили восторгов. Устроители концерта рассказали корреспонденту «Фонтанки»: выполняя требования райдера, они закупили массу вешалок, рассчитывая, что Кей привезет с собой множество нарядов и шляп. Однако вешалки пустовали: как надел солист один спортивный костюм, натянув поглубже шляпу в стиле Зорро (да еще свет падал так, что глаз было не рассмотреть), так и не переодевался все полтора часа шоу. Не побаловал публику даже своим фирменным индейским головным убором с перьями. На дворе – жара, лето, публика вся в белом и цветном, а Джей почему-то вышел на сцену в непритязательном темном тренировочном костюме и кроссовках. Словно его чемоданы потерялись в аэропорту…
Укрупненная видеотрансляция происходящего на сцене, явно необходимая для такого бескрайнего зала, как зал Ледового дворца, отсутствовала. Не было и монологов между песнями – солист ограничивался двумя-тремя шаблонными фразами. Гость явно старался быть неприметным и по танцевальной части. А ведь у Джея отличная выправка, он движется легко, стильно, словно фигурист, может вращаться то в одну, то в другую сторону. Но лавры Майкла Джексона лидера Jamiroquai не прельщают: танцевал Джей хорошо, но мало. Страшно сказать, даже почти не порадовал зал своими фирменными прыжками.
Представление свелось к демонстрации на заднике сцены видеофрагментов, довольно банальных: несколько песен сопровождало статичное изображение столь любимой Кеем планеты Сатурн с кольцом, напоминающим шляпу самого Джея. Другая песня прошла под нудное черно-белое видео мчащегося по горной дороге «феррари». А для композиции «White Knuckle Ride» на экране прокрутили ролик, в котором вертолет с неясной целью монотонно гнался за автомобилем. Концерту явно не хватало толкового режиссера-постановщика. Да и толковый сценограф, художник по свету, хореограф не помешали бы. Вот тогда Jamiroquai – с его-то музыкантами и актерским талантом Кея – закатили бы знатное шоу. Но ничего подобного не было и в помине. Даже всемирно известная «Cosmic Girl», третья песня сет-листа, исполнялась мрачновато и скучно, хотя весь зал хором подпевал.
И еще об одном. Приятно, что концерт с такой непростой музыкой собрал огромный Ледовый дворец, однако в который раз меломанам битый час пришлось томиться в ожидании артиста. Вопрос к промоутерам: зачем назначать начало концерта на 19 часов, если «разогрева» нет, а звезда выходит на сцену в 20.00? К сожалению, такие немотивированные, выматывающие нервы задержки уже стали нормой звездных концертов нынешнего сезона.
Михаил Садчиков,
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»