Финская дизайнерская школа сможет конкурировать с лучшими мировыми школами, уверена Йенни Моберг, президент компании 07 design. Она полагает, что в ближайшее время появятся много новых имен среди дизайнеров одежды.
- Велик ли в России интерес к финскому дизайну? Или в России, что называется, «слишком высокие каблуки и слишком короткие юбки»?
- Когда я первый раз приехала в Россию в 1988 году, то очень почувствовала эту разницу... меня тогда удивила привычка вешать на стены ковры, в Финляндии так никто не делал.
Но и сейчас у нас разные предпочтения. Финны любят «природные» цвета: черный, коричневый, зеленый, и в Финляндии не любят поп-арт. В России цветовая гамма более яркая. Я как-то готовила публикацию о финском дизайне в одном из русских журналов. И при печати оформитель добавила ярких цветов на страницах, чтобы фотографии интерьеров не были очень «блеклыми».
Если говорить о «юбках и каблуках», то я совершенно согласна с тем, что женщины в России куда в большей степени женщины, чем где-либо еще.
В целом, Россия - это очень интересный рынок. Для финской компании начать работать здесь это вызов.
- Кто из финских дизайнеров, на ваш взгляд, наиболее выдающийся?
- Алвар Аалто (Alvar Aalto), основатель компании Aartec. Может быть, стоит упомянуть еще Эро Арнио (Eero Aarnio).
- Чем финский дизайн отличается от японского, от скандинавского?
- Сейчас большинство дизайнеров и даже дизайнерских компаний это небольшие предприятия. Крупные компании когда-то существовали, но мало кто из них пережил кризис 1990-х. Сейчас появляется новое поколение дизайнеров в области текстиля. Я думаю, что нас ожидает волна новых финских имен среди модельеров по одежде.
Особенность финского дизайна в том, что он материализован, то есть мы используем очень много природных материалов, дерево к примеру. Особенно мы любим березу. Финский - и скандинавский - дизайн похож на японский. В первую очередь простотой. В Японии любят дерево, как и у нас. Но есть и разница: шерсть - обычный для нас материал - для японцев роскошь. А у нас роскошь - это шелк. Что касается отличий финского дизайна от скандинавского...
- От "Икеи"...
- От "Икеи" - да, хороший пример. Посмотрите, в Швеции прекрасно владеют маркетинговыми инструментами и очень хорошо понимают, как продать тот или иной продукт. В Финляндии этого нет. Финны делают все... от сердца. В итоге зачастую получаются очень дорогие вещи, оказываются непродуманными каналы дистрибьюции.
- Где в Хельсинки купить дизайнерские вещи?
- В самом центре города есть несколько магазинов, которые могут носить марку «дизайнерский квартал», тут можно купить и мебель, и одежду, и проч. Просто наберите в Интернете «дизайнерский квартал» и увидите список таких магазинов. Там есть действительно уникальные вещи.
- В Финляндии хорошо учат дизайну?
- Есть много колледжей. Кроме того, дизайн преподают в двух университетах: Аалто-университет и университет в Рованиеми. Особенность нашей школы в том, что в Финляндии очень хорошо знают материал: если вы работаете по стеклу, то вы знаете все о свойствах стекла.
На самом деле, у каждой из мировых школ дизайна есть своя особенность. К примеру, в Корее очень хорошо учат «ловить тренды». В Финляндии мы не умеем прогнозировать, что будет в моде... Возможно, потому мы вообще ориентированы на создание вещей, которые будут вне времени - прочные, долговременные, те, которые передаются от отца к сыну. Мы, финны, вообще консерваторы.
- Аалто - это новый университет, насколько он перспективен?
- Мы очень многого ожидаем от него по одной простой причине: в Аалто сделали то, чего не делают почти нигде. Обычно дизайнер живет в каком-то художественном мире, конструктор мыслит как конструктор, а менеджер ориентирован на то, чтобы зарабатывать деньги, — и эти люди, работающие над одним и тем же продуктом, на разных этапах имеют крайне умозрительное понимание о потребностях коллег. Так обычно происходит в жизни. А в Аалто в студенческих проектах их заставляют работать вместе - эти люди учатся слушать друг друга. Финны, к примеру, хорошие технологи, но недостаточно хорошие маркетологи. Кроме того, в Аалто привлекают много иностранных специалистов.
- Верно, что сейчас лучшие школы дизайна — это британская и нидерландская?
- Ну... может быть.
- Университет Аалто сможет с ними конкурировать?
- Я думаю, да. Хотя это звучит как смелое заявление.
- Что из продуктов финского дизайна хорошо продается в России?
- В России есть интерес к готовой продукции, но мы пришли к тому, что из-за сложностей с таможенным оформлением наиболее выгодно продавать проекты. Сейчас мы сотрудничаем с компанией, которая продает в России полиграфические дизайнерские разработки. Но очень хочется принести в Россию что-нибудь новое, особенно в сфере промышленного дизайна.
Я, кстати, заметила, что небольшие российские предприятия в России сталкиваются с теми же проблемами, что и их финские коллеги: понимание рынка, оптимизация работы.
- В России хорошие дизайнеры?
- В графическом дизайне российские специалисты очень хороши.
- Мы в России начинаем привыкать к северному дизайну. Возможно, благодаря "Икее".
- "Икея" изменила мир, без сомнения. И, да, в России растет интерес к северному дизайну. И все-таки хотелось бы, чтобы покупатели были более... эгоистичными - искали для себя интересные новые продукты, новые имена, новые необычные вещи. Это делает жизнь интересной.
- Как вы выбираете вещи для себя?
- Я вообще противник общества потребления и очень люблю антикварные рынки или специализированные веб-сайты. В Финляндии это просто. Еще я очень люблю ходить на мероприятия дизайнерских школ: выставки студентов, приуроченные к выпускным экзаменам, а также распродажи в рождественский период.
Справка: компания 0.7 design оказывает поддержку фирм, специализирующихся на дизайне и предметах рукоделия