Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино «Кинотавр-2011»: Драма с собачкой (фото)

«Кинотавр-2011»: Драма с собачкой (фото)

964

В третий день развернувшегося в Сочи фестиваля «Кинотавр» хоронили постмодернизм и напоминали, что современная театральная драматургия не выживает при переносе на киноэкран. Наш корреспондент рассказывает.

В этом году программа «Кинотавра» составлена так, что драматургия фестиваля рождается сама по себе. Из самих фильмов. Причем почти везде накал страстей – такой, какой не приснится Кристоферу Марло в страшном сне. Особенно обострился накал на третий день фестиваля. Первой конкурсной лентой был фильм дебютантов Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова «Летит» – экранизация пьесы-вербатима Ольги Мухиной, составленной из монологов представителей столичного мидл-класса о любви. Режиссеры для начала эти монологи решили упаковать в готовую жанровую форму – вложить их в уста персонажей кондовой молодежной комедии. Из вежливости героями сделали создателей вымышленного рейтингового телешоу «В любви страха нет» – вроде как критика современных буржуазных массмедиа. Но дальше ограничились разговорами. И столкнулись с вполне очевидной проблемой: слова вербатима (кстати, его подлинность под большим вопросом – уж больно сахарные эти персонажи и слишком буколические) в устах «блистательного актерского ансамбля» – Евгения Цыганова, Юлии Мавриной, Алексея Барабаша и прочих – звучат, как латинские афоризмы. Актеры как будто выразительно читают текст, в котором ни слова не понимают. И если сюжет им более или менее понятен – артист Цыганов, когда надевает ментовскую форму, вообще пышет от счастья, – то слова приходится выдавливать. Вот вам и драматургия – из хваленой «новой драмы» при переносе на экран лезут все белые нитки, которыми она шита, и фальшь становится очевидной. Что было, собственно, ясно уже давно, но в этот раз особенно красноречиво подтвердилось.

"Летит"



Вторым фильмом конкурса в этот день стало одно из главных открытий нынешнего «Кинотавра» – потерянная лента двадцатилетней давности «Безразличие». Снятая в 1990 году клипмейкером Олегом Флянгольцем с совсем юным Федором Бондарчуком в главной роли, Александром Башировым, еще не ставшим юродивым, а также с костюмами от модельера-безумца Петлюры. Важна тут не история про молодого парня, влюбленного в красотку по фамилии Папанина и гибнущего под пулями во имя этой самой любви. И даже не старательная реконструкция эпохи 1960-х. И даже не милая собачка Тузик – один из главных героев, родной брат Белки и Стрелки. Будь «Безразличие» смонтировано и озвучено не сейчас, а в 1990-м – заняло бы почетное место на полке кинематографа эпохи культурного бешенства наряду с «Трактористами-2», «Переходом товарища Чкалова через Северный полюс», «Двумя капитанами-2» и прочими шедеврами отечественного постмодернизма, неистового и беспощадного. Но будучи сделанным только сейчас, фильм обрел… правильно, особую внутреннюю драматургию. И ностальгическую интонацию – это уже не постмодернистский стеб, а печальный реквием по тем прекрасным временам, когда кино снимали страшно обаятельные, а порой и умные юные хулиганы, представители золотой молодежи и короли рождающегося дивного нового мира.

"Безразличие"



Разве что Александр Баширов - как последний хранитель этого самого русского постмодернизма - сломал общий ностальгический тон: для начала устроил шоу на премьере, за что был выведен из зала охраной (Бондарчук с Флянгольцем принялись скандировать: «Верните Баширова!»), а на следующее утро на пресс-конференции и вовсе прочел спецкурс по философии второй половины XX века для всех желающих. Кричал: «Да, я пью шампанское по утрам, и что?» - и советовал всем почитать Леви-Стросса, Ги Дебора и постструктуралистов, винил зажравшийся буржуазный мир в смерти автора, цитировал страницами Бахтина и Кракауэра, на вопросы журналистов отвечал, что они глупые, – и снова читал лекцию. После чего радостно вскочил, вскрикнул и ломанулся в буфет, где еще полчаса называл себя королем, обещал угостить всех шампанским и аплодировал сам себе, а иногда и гладил себя по голове: «Саша – хороший мальчик». Хотя, наверное, реквием без лишнего напоминания о том, что покойник жив в наших сердцах, был бы неполноценным. Вот такая вот она. Драматургия.

Иван Чувиляев,
Сочи – Петербург,
«Фонтанка.ру»

Фото: kinotavr.ru.

Предыдущий репортаж с «Кинотавра» читайте здесь

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях