В прокате демонстрируется приквел киноэпопеи о мутантах – «Люди Икс: Первый класс» («X-Men: First Class»). Он рассказывает о том, как закалялась сталь, и проговаривается о довольно сомнительных вещах, о которых, например, нельзя шутить Ларсу фон Триеру.
Первый релиз серии комиксов «X-men», выпущенный в 1963 году Стэном Ли и Джеком Кирби, носил подзаголовок «Homo Superior» или «Человек Превосходящий». По легенде, руководителю компании Marvel Comics не понравился первоначальный заголовок серии, «Мутанты», поэтому название было изменено на менее «физиологичное» и более загадочное – «Люди Икс». Стартовавшие в промежутке между Карибским кризисом и убийством Кеннеди комиксы о героях, катастрофически не похожих на «массу», обрели бешеную популярность в стране толерантности и демократии. Главным злодеем был назначен Магнето – немецкий еврей, вынесший из Холокоста не только презрение к гуманизму, но и опасную способность управлять металлом.
Когда Брайан Сингер создавал киноверсию легендарного комикса, первый эпизод он отдал именно Магнето. Сцена, в которой еврейский мальчик на расстоянии взламывает железные ворота, разделяющие его с родителями, покадрово скопирована и в фильме «Люди Икс: Первый урок» (который в российском прокате почему-то обзавелся двусмысленным переводом «Первый класс»). После трех кинофильмов, трех мультсериалов и спин-оффа «Люди Икс: Начало. Росомаха» зритель наконец-то получил возможность увидеть историю знакомства главных людей-мутантов Вселенной Marvel: Чарлза Ксавье (Профессор X) и Эриха Леншерра (Магнето).
Несмотря на то что инициатором фильма был всё тот же Сингер, по стечению обстоятельств режиссером оказался англичанин Мэттью Вон, успевший побывать актером и продюсером у Гая Ричи («Карты, деньги, два ствола 2», «Большой куш»), а также снять странный фильм с не менее странным названием «Пипец», намереваясь то ли возродить, то ли похоронить жанр комикса. Итак, Сингер, Вон, а также еще четыре сценариста наконец-то рассказывают, что же случилось с тем самым еврейским мальчиком, который взломал ворота концлагеря. Рядом с биографией Магнето история профессора Икс явно проигрывает. В то время, как мать Эриха убивают на допросе, Чарлз по ту сторону океана трогательно знакомится с девочкой-мутантом, пробравшейся в фамильный особняк под видом хозяйки дома. Пока повзрослевший вундеркинд Чарли получает профессорское звание, жаждущий мести Эрих выколачивает дух из бывших гитлеровцев где-то в Южной Америке.
Основной сюжет о том, как люди Икс пытаются помешать фашисту (и по совместительству мутанту) Шоу развязать третью мировую войну, то и дело соскальзывает на размышления Профессора и Магнето о том, кто же такие люди будущего: обычные или мутанты. Магнето как непобедимое оружие, созданное нацизмом, придерживается последней точки зрения, точки зрения Homo Superior. Кульминационная сцена всего фильма оборачивается беседой Шоу и Магнето, который перед тем, как уничтожить своего бывшего наставника, произносит фразу «Ты абсолютно прав, но ты убил мою мать».
В режиссерском дебюте Мэттью Вона, фильме «Слоеный торт», безымянный наркодилер «из молодых» в исполнении Дэниэла Крэйга пытался вырваться из рискованного бизнеса. Безуспешно. Попытки подняться из «полного дерьма» туда, где «дерьма чуть меньше», оборачивались всего лишь сменой поколений: Крэйг занимал место убитого им дельца рангом чуть-чуть повыше. В фильме «Пипец» всё то же новое поколение становилось в ряды супергероев: шестнадцатилетний пацан и одиннадцатилетняя девчонка расправлялись со всеми бандами города. При всем сарказме, с которым режиссер перекраивал миф о супергероях, очевидно в том фильме было лишь одно: если кто-то и способен на поступок, то это дети, играющие во взрослые игры.
Так что сюжет об ученике, занимающем место учителя, для Вона не в новинку. В «Людях Икс: Первый класс» этот сюжет сплавлен с фашистским мифом о сверхчеловеке. И недаром в фильмах о людях Икс так часто встречается нижний ракурс, ведь речь там идет о Человеке Превосходящем. В «Первом классе» только Магнето и Шоу снимаются одинаково – с экстремально-нижней точки: с той же, что и герой «Слоеного торта», получающий в подарок пистолет. Голубые глаза немца Майкла Фассбендера так же пронзительны, как и голубые глаза ирландца Дэниэла Крейга: арийский взгляд, сверлящий камеру.
До сих пор главный злодей Вселенной Marvel в исполнении британского мэтра шекспировской драмы сэра Иэна МакКеллена ассоциировался у зрителя с магом Гэндальфом. Высокий, русоволосый Фассбендер – актер совсем иной природы. Той, что увлекает за собой. Но увлечение это очень опасно. В финале «Слоеного торта» герой произносит: «Если бы вы знали мое имя, вы были бы такими же умными, как я». И тут же получает пулю в грудь. В фильме «Пипец» девочка-супергерой, не по-детски выругавшись, пускает пулю, но уже в камеру. Во второй раз пуля, пущенная ребенком, полетит в зрителя перед самыми финальными титрами. Майкл Фассбендер в роли притягательного фашиста-еврея – это тоже своеобразный выстрел в зрителя. В схватке между Человеком Превосходящим и Человеком Разумным победу одерживает первый. Да и приз зрительских симпатий неминуемо достанется ему. А жаль.
Анастасия Соловьева,
«Фонтанка.ру»
Фото: 20th Century Fox.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»