Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Легко ли российской группе найти своего слушателя в Суоми?

Легко ли российской группе найти своего слушателя в Суоми?

63

Финляндия – это не только средоточие гипермаркетов, но и активная музыкальная жизнь (с десятками гастролеров и сотнями локальных коллективов), которая происходит буквально под боком у петербуржцев. Легко ли российской группе найти своего слушателя в Суоми? Как сыграть концерт в Финляндии – и оправдаются ли эти усилия? Означают ли неудачи в Финляндии таких маститых русских гастролеров, как «Аквариум», что музыкальный штурм этой иностранной территории – безнадежное дело?

Музыканты попадают в ближнее зарубежье, в основном, четырьмя способами. Можно, к примеру, двигаться по давно известной в России неформальной линии дружбы между народами. В Петербурге уже перебывали все популярные группы из Финляндии. Но есть еще множество не особо известных команд, которые не прочь сыграть у нас, порой даже бесплатно. Благо финнам довольно легко получить российскую визу. Лидер проекта Feddy Федор Лавров устраивал петербургские концерты русскоязычной финской группы «Душа Питера» из города Йоэнсуу – они в ответ позвали новых товарищей в местный рок-бар Kerubin Kuppila, предоставили аппаратуру и ночлег, а также зазвали полный зал зрителей. Позже Лавров начал заниматься продвижением в России фестиваля Ilosaarirock, помогая продавать на него билеты. Попав на само мероприятие, он легко познакомился с организаторами и влиятельными промоутерами и вскоре вновь оказался в Йоэнсуу на вечеринке «Russki Rocks!» с москвичами Millions Of Years. Дорогу и проживание в отеле Sokos им оплатил фонд фестиваля Ilosaarirock – Joensuun Popmuusikot, также группа получила процент от купленных билетов. Поговорив с Лавровым, легко понять, почему наши группы, несмотря на все сложности, стремятся за границу. Они едут за правильным отношением. Заведение оказалось напичкано аппаратурой: «Звук и свет в клубе – мечта любого зала Петербурга или Москвы. Отношение звукорежиссера, внимательно прослушавшего записи обеих групп, которые ему пришлось настраивать первый раз в жизни, – это вообще что-то из разряда сверхпрофессионализма, редко встречающегося в России. Сама акустика помещения – это отдельная тема для разговора. Как можно просто и недорого избежать ненужных отражений в бетонно-стеклянном прямоугольном помещении, похоже, знают все в мире, кроме нас».
Второй распространенный вариант – приглашение финской некоммерческой организации Tusovka ry, которая существует с декабря 1998 года и постоянно проводит концерты с участием местных и приезжих групп (а также привозит русские фильмы). По словам одного из членов правления «Тусовки» Вероники Микконен, музыканты могут привлечь их внимание, просто прислав им ссылки на свои сайты. Из таких заявлений составляются списки, а кого именно выбрать, в «Тусовке» решают общим голосованием. Скажем, в начале июня в Хельсинки поедут петербуржцы «Сказы леса» и петрозаводчане «Саттума». Такие выступления для россиян – своеобразная проба на новом месте, поиск слушателя. Виза культурного обмена делается бесплатно, но гонорары тут небольшие, музыканты живут в квартирах организаторов. Группы обычно везут свое оборудование или заимствуют его у финских коллег, выступающих на том же концерте. В крайнем случае, арендуют. «Но это уже затраты, а мы небогатая организация, – объясняет Микконен. – Нас поддерживает небольшой стипендией культурный отдел Муниципалитета Хельсинки, но поскольку мы некоммерческий клуб, то финансовая сторона у нас не так сильна, как у продюсерских центров». «“Тусовка” – очень милые и доброжелательные люди, – говорит барабанщик группы «Скафандр» Кирилл Соловьев. – Они устраивают очень приличные мероприятия. Но нужно быть готовым, что на этих мероприятиях русских будет значительно больше, нежели финнов».

Третий способ попасть в Финляндию – участие в фестивалях. Тут уже не обойтись без серьезной подготовки – товар надо продавать: потребуется подготовить пресс-релиз на английском, предоставить аудио и видеоматериалы, тщательно описать технические требования к выступлению. Обольщаться, опять-таки, не стоит. Русские коллективы в списке предпочтений организаторов часто плетутся в хвосте. Сначала в бюджет закладывают расходы на крупных звезд, потом – на европейцев. И только в конце – на соседей. Петри Варис, продюсер фестиваля Ilosaarirock, предупреждает, что сотни финских команд пытаются попасть на их фестиваль, так что состязание придется выдержать тяжелое. Но попробовать всё же стоит. «Ilosaarirock ищет качественные альтернативные группы, которые пробиваются за рубеж, – рассказывает Варис. – Мы хотим помочь командам сделать первый шаг на финском рынке, так что им было бы хорошо оформить какую-то стратегию или цель на будущее. Самое важное, конечно, артистический уровень. Мы хотим представить нашей публике крутейшую самобытную живую музыку. Язык не служит проблемой или барьером. Группа не обязана петь на английском языке, более важен месседж. Молодые и не очень большие коллективы с хорошими песнями и отношением к делу могут иметь успех».

Есть примеры. В прошлом году металлисты из популярной в России группы Amatory попали сначала на Finnish Metal Expo, которая проходит в Хельсинки в феврале, – как известно, в Финляндии тяжелая музыка котируется очень высоко. Оценив, финны позвали Amatory на крупный оупен-эйр Tuska в июле, в компанию метал-команд с мировыми именами: Pain, Satyricon, Kamelot, W.A.S.P., Cannibal Corpse и других. Причем Amatory выступали вечером в последний день фестиваля, как заправские звезды. Российские музыканты подошли к делу основательно, в обоих случаях следуя одной и той же схеме: два микроавтобуса с большой технической командой и стандартным набором аппаратуры, обычные финские многоразовые визы, никаких ночевок – вся поездка занимала день. «Судя по реакции публики, слушателям было интересно, – говорит участник Amatory Даниил Светлов. – А если сравнить ее количество в начале нашего сета и в конце – определенно, всё получилось».

Наконец, четвертый способ – переговоры с клубами и промоутерами. На лояльность рассчитывать не стоит: появление в самом именитом рок-заведении Хельсинки Tavastia даже довольно крутым коллективам не грозит. В любом мало-мальски приличном месте сразу вступают в свои права жесткие законы бизнеса: как отмечает концертный менеджер клуба Nosturi Ээку Мякинен (у них выступали «ДДТ» и «Алиса»), стиль не важен, но группам определенно лучше иметь локального финского промоутера, который мог бы находить подопечным хорошие площадки и занимался бы их раскруткой. Финляндия, хоть и находится рядом, – европейская страна, с правилами, которые в России попросту немыслимы. Со всеми значимыми ансамблями и клубами там работают концертные агентства, так что расписания в хороших заведениях забиты на три месяца вперед. Договориться о концерте, просто позвонив арт-директору площадки, почти невозможно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях