Модернизация общества начнется с модернизации телевидения, которое превратится в «телевидение нового поколения». Смотреть телевизор сегодня – это всё равно что смотреть в трубу: картинка красивая, но видимость очень ограниченная. Интернет же, наоборот, предлагает невероятно широкий спектр информации и тем.
Но это не значит, что появится активный пользователь, который сам себе сверстает сетку вещания. Такого не будет. Интернет – это море: сколько хочешь – столько и пей. Но между пользователем и интернетом должен появиться тот, кто будет давать рекомендации. Я говорю о телевидении на уровне старшего брата. Делать такое телевидение должны опытные, авторитетные люди, потому что рекомендации в данном случае, конечно же, будут субъективные. Приведу пример: Третьяков собирал свою коллекцию картин по своему вкусу – и люди шли смотреть коллекцию Третьякова, ему доверяли. Так и в интернете будут появляться адреса, за которыми будут стоять группы людей, – и к ним будут прислушиваться. Именно такое телевидение я хочу сделать в ближайшее время.
Не так давно я прочитал в интернете интервью министра образования Фурсенко. Он высказался, что проблема советского образования была в том, что из ученика готовили творца, а сегодняшняя школа должна готовить квалифицированного потребителя. Боюсь, эта мысль уже устарела. Сегодня мы и есть общество потребления, притом что современный человек хочет быть творцом, реализовывать себя (что и происходит отчасти в социальных сетях). На мой взгляд, сегодня нужно опять воспитывать творца, потому что нужны творческие лидеры, которые будут иметь вес, репутацию и которые смогут формировать общественное мнение и давать веские рекомендации.
Сегодня существует конфликт между ТВ и интернетом, поскольку телевидения нового поколения еще не существует. Сегодня в Рунете нет ни одного настоящего интернет-канала. Интернет-канал, построенный по системе эфирного канала или архивных записей, – это псевдоинтернет-ТВ. Зритель уже не просто наблюдатель, он должен быть создателем программы. Будущее такого телевидения за «перелистыванием» контента и набором по принципу опций. Настраивание (опции) возможны, в простейшем варианте – «хард» или «лайт», даже на уровне новостей: хочешь видеть отрубленные головы – включай «хард», не хочешь «подгружать негатив» – включай «лайт» (но новость останется той же).
Совершенно очевидно, что хронометраж интернет-телевидения – это не традиционные для телевидения 26 минут, это гораздо короче. Именно это и должно диктовать форму подачи информации. Один из возможных телевизионных форматов – сериал на основе новостей. С человеком нужно играть. Потому что на смену «человеку разумному» пришел «человек играющий», с которым нужно вступать в игру. Современное телевидение в игру не вступает, поэтому неизбежно теряет аудиторию. Информация будущего способна будет превращаться в поступок (например, в покупку). Изменения должна претерпеть и реклама. Рекламный блок как «братская могила» должен исчезнуть. Реклама должна «раствориться» – стать контекстной, индивидуальной.
Индивидуальным станет и кино. Фильмы «для всех» будут идти в кинотеатрах, которые уже сегодня превратились в парки развлечений. (В этом качестве они будут развиваться и дальше, и идти там будут, конечно, «Пираты Карибского моря-15».) Кино же, изменив формат, уйдет в интернет.
Юрий Грымов,
специально для «Фонтанки.ру»
Досье «Фонтанки»
Юрий Грымов родился в 1965 году в Москве. После окончания школы Юрия Грымова призвали на срочную службу в армию, а по возвращении он устроился работать на завод АЗЛК, а также демонстрировал одежду в московском доме моды «Люкс». В 1988 году Грымов начал свою карьеру в рекламном бизнесе, начав снимать рекламные ролики, а затем – музыкальные видеоклипы. Юрий Грымов был режиссером и сценаристом предвыборной программы Бориса Ельцина, работал над различными проектами центральных российских телеканалов. Самые известные из них – документальный проект «Мой Пушкин», авторская программа «Посмотри», выходившая на телеканале ОРТ в 2000 году, а также «ожившие картины» классиков русской живописи, которые демонстрировались в межпрограммном пространстве телеканала РТР.
В 1996 году Юрий Грымов начал осваивать новый для себя вид кинематографа – полнометражные художественные фильмы. Его дебютом стала картина «Мужские откровения», снятая по новелле Ренаты Литвиновой «Третий путь». Следующей работой Грымова в игровом кино стал фильм «Му-Му» (1998) по произведению Тургенева. Фильм получил в общей сложности около десяти наград на различных кинофестивалях. За фильмом «Му-Му» последовали: «Коллекционер» (2001), «Казус Кукоцкого» (2005), «Чужие» (2008), «На ощупь» (2010) и др. При этом Юрий Грымов продолжал снимать рекламные ролики, а также работал режиссером в московских театрах. В 1999 году он поставил в Театре им. Вахтангова спектакль «Дали», в 2003 году – спектакль «Нирвана» в Театре им. Маяковского, в 2005 году был режиссером спектакля «Царская невеста» в театре «Новая опера». В 2009 году Юрий Грымов дебютировал в качестве телеведущего в передаче «Большая рыба», выходящей в прямом эфире на телеканале A-One.
Режиссер Юрий Грымов: о ближайшем будущем российского кино и телевидения
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ