«Ночь музеев» прошла в Петербурге в четвертый раз. Мероприятие определенно набирает обороты: до шести утра между петербургскими музеями бродили настоящие толпы, а улицы были многолюднее, чем днем.
Впервые музеи-участники объединила заданная тема. Тема – космическая (этой весной исполнилось 50 лет со дня первого полета человека в космос). Участники акции, впрочем, доказали, что космос – понятие растяжимое, чуть ли не до бесконечности: художественные и литературные музеи показывали «космос творчества», краеведческие – «космос Петербурга», естественно-научные – Землю и жизнь на ней как отправную точку любого космического полета. В общем, речь шла о Вселенной, а Вселенная – она не только далекие звезды и галактики, но и наша Земля. И душа каждого человека тоже маленькая вселенная... Короче, тема оказалась благодатной.
Лишь несколько музеев обратились непосредственно к проблематике межпланетных полетов: космос и всё, что с ним связано, – их непосредственная вотчина. В Петропавловской крепости работает Музей космонавтики и ракетной техники – самый что ни на есть профильный. Тут и макеты космических кораблей, спутников, и даже манекен космонавта в настоящем скафандре парит под потолком, как в невесомости. Ради «Ночи музеев» в Петропавловке устроили квест-игру «Большое космическое путешествие»: участники получали маршрутный лист и, руководствуясь им, курсировали между хитро спрятанными объектами «внеземного происхождения». В Инженерном доме открыли выставку «Земля в иллюминаторе». Сергей Крикалев – не только космонавт, но и художник, и его картины позволили зрителям увидеть то, что Крикалев видел своими глазами, – нашу планету с высоты полета космического корабля. Кроме «космических» выставок, в Петропавловке всю ночь работали и ее штатные экспозиции: печатня, где каждый мог своими руками создать собственную гравюру, Тайный ход и подземная Потерна, невская панорама, на которой можно с высоты крепостных стен наблюдать развод мостов и восход солнца над Невой.
Еще один взгляд очевидца представил центр «Росфото». Вместе с московским агентством «Фотосоюз» он показал выставку Альберта Пушкарева. На Байконуре Пушкарев снимал и самих космонавтов, и их подготовку к полету, и старты ракет, и приземления космических аппаратов. Сегодня эти фотографии «советской космонавтики изнутри процесса» – не только ценный исторический материал, но и свидетельство целой эпохи в развитии фоторепортажа.
«Оторвался по полной» расположенный рядом с Петропавловкой Планетарий. За одну ночь он принял едва ли не больше зрителей, чем за весь предшествующий год. Планетарий начал вечер с запуска «космического лифта». Лифт представлял собой цепочку из воздушных шариков. Все желающие могли привязать к шарикам записку: поблагодарить космонавтов за храбрость или просто написать что-то, что они хотели бы сказать Вселенной. Разноцветная гирлянда была торжественно отпущена в небо, и, хотя шарики, конечно, не долетят даже до стратосферы, сама возможность отправить символическое послание многим пришлась по душе. С часу ночи под открытым и наконец ненадолго потемневшим небом Планетарий показывал фильмы о космосе. Но и внутри здания шла работа: даже обычная программа Планетария – со звездами, зажигающимися и гаснущими на огромном куполе, с кометами и северным сиянием – пользовалась невероятным успехом, особенно у зрителей, впервые посетивших этот незаслуженно непопулярный музей.
С другой стороны подошел к теме Музей политической истории России. Он сделал акцент на покорении космоса как одном из главных брендов советской эпохи. СССР развивал наиболее успешную в мире космическую программу, что было одним из главных козырей советской идеологии и безусловным поводом для гордости страны. Музей политической истории обладает очень впечатляющей, почти театральной экспозицией, посвященной истории советской эпохи. В ней перемешаны и политические события, и повседневный быт советских людей. Работники музея лишь слегка сместили акценты: сделали более подробной ту часть экспозиции, которая посвящена советской космической программе, создали звуковое сопровождение из передач советского радио, добавили аудиорассказ об истории космонавтики. Помимо экспозиции музей приготовил развлекательную программу. Маленькие посетители музея рисовали плакаты, любой желающий мог создать из цветной бумаги ракету – этим, кстати, увлеченно занимались и взрослые. Гирлянды самодельных ракет протянулись через весь цокольный этаж музея.
Чудеса изобретательности в интерпретации космической темы там, где ее, казалось бы, нет и быть не может, проявил Музей Анны Ахматовой, сделавший одну из самых зрелищных программ всей музейной ночи. Музей занимается преимущественно историей поэзии Серебряного века, а нынешняя программа и вовсе посвящена столетию со дня открытия знаменитого арт-кафе «Бродячая собака» – ну при чем тут космос? Но музейщики решили трактовать тему космоса метафорически и заговорили о «космосе творчества» и «вселенной поэзии». Сад музея действительно превратился в диковинную маленькую вселенную: огромные белые шары-планеты, развешанные между деревьями, сыграли роль экранов, на них проецировались видеофильмы о поэзии Серебряного века, снятые специально для «Ночи музеев». Тут же, в саду, на импровизированной эстраде, петербургские поэты читали стихи – и знаменитых предшественников, и собственные. В театральные подмостки превратились все доступные в округе поверхности, включая крыши флигелей.
Даже небольшие, камерные музеи, такие, как Дом Кочневой на Фонтанке, создали собственные программы для ночных зрителей. Кроме экскурсий по интерьерам особняка зрителей ожидал концерт нон-стоп из популярной фортепианной и оперной классики.
Лофт-проект «Этажи», который остается Меккой вечно неспящей молодежи, для музейной ночи устроил мультимедийный аттракцион под названием «Космос: как добраться». В «детское время» – до одиннадцати вечера – самые юные посетители играли в «звездные войны» и «космический ринг», а ближе к полуночи их родители гуляли по экспозициям современного искусства, подзвученным музыкой диджеев.
«Ночь музеев» с каждым годом становится всё популярней – это, конечно, радостно. Но чем больше посетителей привлекает акция, тем больше возникает проблем. Еще на пресс-конференции перед открытием «Ночи музеев» ее организаторы предупредили, что очереди, по крайней мере, в наиболее популярные музеи, будут неизбежны. Это естественно: музеи не резиновые, вместить всех зрителей не могут, и срочно подогнать к очереди еще один аналогичный музей невозможно. Но автобус – можно, а накладок с организацией транспорта между музеями как раз пообещали избежать. Этого, увы, не случилось. Бесплатные автобусы, которые должны были курсировать по шести маршрутам между музеями-участниками каждые двадцать минут, на деле задерживались чуть ли не по часу. Их явно не хватало на всех желающих. После полуночи проблем добавил и развод мостов – организаторы музейной ночи уже который год не могут договориться с Мостотрестом об отмене развода мостов на третью майскую ночь с субботы на воскресенье. Понятно, что проблем в организации такого крупного мероприятия не избежать. Но решать многие вопросы, которые решить вполне возможно, организаторам «Ночи» еще предстоит. Уже на следующий год.
Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Фото: Ксения Потеева.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»