В Доме кино состоялась петербургская премьера фильма «Я тебя люблю» – смелого эксперимента документалистов Павла Костомарова и Александра Расторгуева, снятого при помощи простых ростовских пацанов. Прошлогодний лауреат Берлинского фестиваля как лучший оператор (за фильм «Как я провел этим летом») Павел Костомаров рассказал «Фонтанке», за что он любит героев фильма и почему продолжать снимать этот фильм можно всю жизнь.
– Фильм снят руками простых парней из Ростова-на-Дону, которым вы с Расторгуевым дали в руки камеры. А сначала был кастинг. Расскажите, как он проходил.
– Очень просто – наш администратор дал объявление в газете: «Хочешь засветиться в кино? Фильму, который снимается в Ростове, требуются непрофессиональные актеры!» Ну и адрес, куда приходить. А в Ростове очень много молодых людей, которым нечем заняться и некуда себя пристроить. И они стали приходить. Не зная толком, что это такое. Приходили, заходили в комнатку, где мы с Расторгуевым сидели, отвечали на наши вопросы. А потом, заразы такие, выходили и рассказывали, о чем мы их спрашивали, остальным. И каждого следующего уже было не пробить, он был уже подкованный. Приходили самые разные персонажи: просто бездельники, сумасшедшие бабки какие-то, безумцы городские, старушки со своими внучками, которые играли на скрипочке. Ну хочется людям приключений…
– А ценз возрастной вы какой-то указывали?
– Не-а, просто так получилось, что молодые парни в основном пришли. Ну и объявление это было такое, молодежное, по стилистике, и, кроме того еще, крутилось на местном радио, которое в основном молодые люди слушают.
– А какими вопросами вы их пытали?
– Предельно не относящимися к кино, песням, басням и стихам. «Можешь снять ботинки?», «Когда последний раз занимался сексом?», «Как у папы дела?», «Как сам?» (Смеется.) Короче, нашей задачей было вторгнуться в пространство личного этих ребят, понять, какие они на самом деле. Мы напористо заставляли людей быть откровенными.
– И эта откровенность была главным критерием в отборе?
– Да, именно она. Способность выполнять наше главное задание – снимать, не приукрашивая, ничего не сочиняя. Снимать то, о чем они нам тогда рассказывали. Ну и, кроме того, ребята-то эти не знали, на что идут, и когда начинались эти наши вопросы, не касающиеся кино, страшно обламывались. И вот те, кто не обламывался, – тому мы давали камеру в руки и отправляли снимать свою жизнь. Вообще этот процесс был похож больше всего на кружок при дворце пионеров – знаешь, куда ходят какие-то там самолетики клеить, еще какой-то ерундой, по-настоящему, заниматься, а по сути – чтобы потупить и время после школы провести. Только в результате этого процесса у нас начиналось какое-то невероятное путешествие – мы знакомились с родителями, друзьями этих пацанов, они были такими нашими проводниками в свой мир, куда, вообще-то, войти невозможно. И вот это был главный кайф – эйфория от такого путешествия.
– А вы вмешивались в процесс? Я помню, что в рабочих материалах, которые несколько раз показывал Расторгуев, была линия с парнями, которым вы как раз задание дали, а не позволили снимать всё как есть.
– Да-да-да, дали задание украсть что-нибудь у Сухорукова. Понимаешь, просто это были какие-то заоблачные, дико наглые, тупые и самодовольные ублюдки. Они всё – ну вообще всё! – делают по-идиотски. То есть в принципе – всё. Они так себя любят, что даже никого кинуть не могут. Это такие потенциальные идеальные путинцы, ребята далеко пойдут. Ну и как мы вообще могли мимо таких пройти? Только сами по себе они просто били друг друга и самоутверждались: «Я самый крутой!» – «Нет, я!» И мы решили, что клин клином вышибают – надо их просто натравить на кого-нибудь такого же самовлюбленного и харизматичного, то есть на какую-нибудь знаменитость. Ну и вот мы просто посмотрели, кто там в Ростов приезжает, наткнулись на Сухорукова и дали им задание – что хотите делайте, но идите в гостиницу к нему, ловите его и что-нибудь у него отберите. Ручку, мобильник, кошелек – что хотите… Кстати, Путин был в этот момент в Ростове – но у него охрана, зараза, большая. Точно больше, чем у Сухорукова. Ну и они, обрати внимание, завалили это задание и просто бегали за Сухоруковым по гостинице: «Господин Виктор Сухоруков…» И так ничего у него и не сп…ли. А в остальном мы влияли на процесс очень осторожно, чтобы органику не разрушить. Ну вот есть эпизод, где парень камеру крадет из машины, – ну что там ему говорить, как им управлять, он это сто раз делал уже. Мы ему только сказали присесть пятьдесят раз прежде, чтобы одышка была.
– А по какому принципу вы в итоге отбирали материал?
– В том весь и фокус, что придуманный нами метод создания фильма – это скорее такое кинофермерство. Мы фильм не режем, не строгаем. Мы его выращиваем. И штука в том, что вырасти может что угодно: у одного роза, у другого огурец… У нас такой куст гидропоники вырос сейчас. А следующим номером – ровно по такому же принципу – будет совсем другая история. Про художника Ваню, который пытается разобраться со своими двумя девушками.
– Получается, этим можно до бесконечности заниматься – раздавать ребятам камеры, они будут снимать, а вы – выращивать всякие растения из этого материала. Это тоже будет «Я тебя люблю»?
– О, а это идея! Мы вообще-то фильм хотели назвать «You Too» – в смысле «Ты тоже». Но можно и «Я тебя люблю-2». А вообще сама по себе идея, естественно, будет развиваться, мутировать, жить своей жизнью. И, надеюсь, постоянно штамповать одно и то же «Я тебя люблю» мы не будем.
– У меня сейчас родилась страшная аналогия всей этой истории с группой «Ласковый май» – тоже профессионалы набрали провинциальных ребят и поставили на поток эту историю. Только вас, мне кажется, спасает то, что вы по-настоящему любите своих героев.
– Ну а как их не любить – они же живые, настоящие, искренние, такие, как есть. Ну и обаятельные, да. И жизнь у них не как в зоопарке, а тоже настоящая.
Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»