Финляндия – это не только средоточие гипермаркетов, но и активная музыкальная жизнь (с десятками гастролеров и сотнями локальных коллективов), которая происходит буквально под боком у петербуржцев. «Культурная столица» задалась вопросом, легко ли российской группе найти своего слушателя в Суоми? Как сыграть концерт в Финляндии – и оправдаются ли эти усилия? Означают ли неудачи в Финляндии таких маститых русских гастролеров, как «Аквариум», что музыкальный штурм этой иностранной территории – безнадежное дело?
Музыканты попадают в ближнее зарубежье, в основном, четырьмя способами. Можно, к примеру, двигаться по давно известной в России неформальной линии дружбы между народами. В Петербурге уже перебывали все популярные группы из Финляндии. Но есть еще множество не особо известных команд, которые не прочь сыграть у нас, порой даже бесплатно. Благо финнам довольно легко получить российскую визу. Лидер проекта Feddy Федор Лавров устраивал петербургские концерты русскоязычной финской группы «Душа Питера» из города Йоэнсуу – они в ответ позвали новых товарищей в местный рок-бар Kerubin Kuppila, предоставили аппаратуру и ночлег, а также зазвали полный зал зрителей. Позже Лавров начал заниматься продвижением в России фестиваля Ilosaarirock, помогая продавать на него билеты. Попав на само мероприятие, он легко познакомился с организаторами и влиятельными промоутерами и вскоре вновь оказался в Йоэнсуу на вечеринке «Russki Rocks!» с москвичами Millions Of Years. Дорогу и проживание в отеле Sokos им оплатил фонд фестиваля Ilosaarirock – Joensuun Popmuusikot, также группа получила процент от купленных билетов. Поговорив с Лавровым, легко понять, почему наши группы, несмотря на все сложности, стремятся за границу. Они едут за правильным отношением. Заведение оказалось напичкано аппаратурой: «Звук и свет в клубе – мечта любого зала Петербурга или Москвы. Отношение звукорежиссера, внимательно прослушавшего записи обеих групп, которые ему пришлось настраивать первый раз в жизни, – это вообще что-то из разряда сверхпрофессионализма, редко встречающегося в России. Сама акустика помещения – это отдельная тема для разговора. Как можно просто и недорого избежать ненужных отражений в бетонно-стеклянном прямоугольном помещении, похоже, знают все в мире, кроме нас».
Второй распространенный вариант – приглашение финской некоммерческой организации Tusovka ry, которая существует с декабря 1998 года и постоянно проводит концерты с участием местных и приезжих групп (а также привозит русские фильмы). По словам одного из членов правления «Тусовки» Вероники Микконен, музыканты могут привлечь их внимание, просто прислав им ссылки на свои сайты. Из таких заявлений составляются списки, а кого именно выбрать, в «Тусовке» решают общим голосованием. Скажем, в начале июня в Хельсинки поедут петербуржцы «Сказы леса» и петрозаводчане «Саттума». Такие выступления для россиян – своеобразная проба на новом месте, поиск слушателя. Виза культурного обмена делается бесплатно, но гонорары тут небольшие, музыканты живут в квартирах организаторов. Группы обычно везут свое оборудование или заимствуют его у финских коллег, выступающих на том же концерте. В крайнем случае, арендуют. «Но это уже затраты, а мы небогатая организация, – объясняет Микконен. – Нас поддерживает небольшой стипендией культурный отдел Муниципалитета Хельсинки, но поскольку мы некоммерческий клуб, то финансовая сторона у нас не так сильна, как у продюсерских центров». «“Тусовка” – очень милые и доброжелательные люди, – говорит барабанщик группы «Скафандр» Кирилл Соловьев. – Они устраивают очень приличные мероприятия. Но нужно быть готовым, что на этих мероприятиях русских будет значительно больше, нежели финнов».
Третий способ попасть в Финляндию – участие в фестивалях. Тут уже не обойтись без серьезной подготовки – товар надо продавать: потребуется подготовить пресс-релиз на английском, предоставить аудио и видеоматериалы, тщательно описать технические требования к выступлению. Обольщаться, опять-таки, не стоит. Русские коллективы в списке предпочтений организаторов часто плетутся в хвосте. Сначала в бюджет закладывают расходы на крупных звезд, потом – на европейцев. И только в конце – на соседей. Петри Варис, продюсер фестиваля Ilosaarirock, предупреждает, что сотни финских команд пытаются попасть на их фестиваль, так что состязание придется выдержать тяжелое. Но попробовать всё же стоит. «Ilosaarirock ищет качественные альтернативные группы, которые пробиваются за рубеж, – рассказывает Варис. – Мы хотим помочь командам сделать первый шаг на финском рынке, так что им было бы хорошо оформить какую-то стратегию или цель на будущее. Самое важное, конечно, артистический уровень. Мы хотим представить нашей публике крутейшую самобытную живую музыку. Язык не служит проблемой или барьером. Группа не обязана петь на английском языке, более важен месседж. Молодые и не очень большие коллективы с хорошими песнями и отношением к делу могут иметь успех».
Есть примеры. В прошлом году металлисты из популярной в России группы Amatory попали сначала на Finnish Metal Expo, которая проходит в Хельсинки в феврале, – как известно, в Финляндии тяжелая музыка котируется очень высоко. Оценив, финны позвали Amatory на крупный оупен-эйр Tuska в июле, в компанию метал-команд с мировыми именами: Pain, Satyricon, Kamelot, W.A.S.P., Cannibal Corpse и других. Причем Amatory выступали вечером в последний день фестиваля, как заправские звезды. Российские музыканты подошли к делу основательно, в обоих случаях следуя одной и той же схеме: два микроавтобуса с большой технической командой и стандартным набором аппаратуры, обычные финские многоразовые визы, никаких ночевок – вся поездка занимала день. «Судя по реакции публики, слушателям было интересно, – говорит участник Amatory Даниил Светлов. – А если сравнить ее количество в начале нашего сета и в конце – определенно, всё получилось».
Наконец, четвертый способ – переговоры с клубами и промоутерами. На лояльность рассчитывать не стоит: появление в самом именитом рок-заведении Хельсинки Tavastia даже довольно крутым коллективам не грозит. В любом мало-мальски приличном месте сразу вступают в свои права жесткие законы бизнеса: как отмечает концертный менеджер клуба Nosturi Ээку Мякинен (у них выступали «ДДТ» и «Алиса»), стиль не важен, но группам определенно лучше иметь локального финского промоутера, который мог бы находить подопечным хорошие площадки и занимался бы их раскруткой. Финляндия, хоть и находится рядом, – европейская страна, с правилами, которые в России попросту немыслимы. Со всеми значимыми ансамблями и клубами там работают концертные агентства, так что расписания в хороших заведениях забиты на три месяца вперед. Договориться о концерте, просто позвонив арт-директору площадки, почти невозможно.
По словам петербургского журналиста и промоутера Макса Хагена, финны до сих пор плохо представляют, как позиционировать русских артистов, притом что Хельсинки – космополитичный город, где на небольшой территории располагается множество клубов и выступают команды совершенно различной направленности. «Агентства предпочитают иметь дело с группами, у которых есть материал конкурентного уровня, которые уже достаточно известны в России и которые поют по-английски, – рассказывает Хаген. – Везти сюда группу, поющую на русском, всё равно что везти в Россию финскую команду: язык оказывается довольно экзотичен. И у тебя всегда спросят, сколько человек группа собирает на родине. При этом у местных организаторов часто возникает осложнение: для кого эта группа выступает – для русской или для финской публики. Одна из групп, с которой мы ездили в Хельсинки, однажды, полушутя, предложила убрать из анонса национальную принадлежность – чтобы у клуба не появилось соблазна рекламировать концерт по национальному принципу. Для более регулярной работы, а не одноразовых выездов агентства закономерно предпочитают команды, выпустившие диск в Европе. В то же время, ни один лейбл с нуля за тебя не возьмется – сначала нужны концерты, чтобы была хоть какая-то известность. Получается замкнутый круг. Пробиваться в Финляндию надо во всех направлениях. Если просто искать повод сделать концерты – придется играть в плохие дни в средних клубах. Хотя, конечно, если есть свой аппарат и микроавтобус, можно сделать эту страну местом для набивания шишек, дабы потом в Европе не совершать ошибок».
Промоутер Никсу Вяйстё, представляющий одну из самых значимых концертных компаний мира Live Nation (именно с ними работают U2), говорит, что гораздо проще продвигать команды из США, Великобритании и Швеции, чем из России: «Мне в российской музыке кое-что интересно, но проблемы у меня те же, что и у большинства финнов, – я не говорю по-русски, мне очень тяжело найти информацию про любопытные русские бэнды. Скажем, я дружу со Spitfire, мне нравится их музыка, в их случае я могу понять, о чем поют. Я думаю, русские могут прорваться в Финляндию, если у них есть хорошие связи с каким-нибудь финским лейблом или пиар-агентствами, и они поют по-английски. Также им понадобится терпение. Они должны понимать, что начнут с нуля, даже будучи в России звездами. А это значит – маленькие гонорары и небольшое количество слушателей, отсюда и скромные возможности по питанию и аппаратуре».
И даже очень маститые, по русским меркам, команды типа «Аквариума» и «ДДТ» особого успеха в Финляндии не добились. А вот крепким и англоязычным клубным коллективам, конечно, можно на что-то рассчитывать, но без предварительной раскрутки – хотя бы в интернете – никак не обойтись.
Радиф Кашапов,
«Фонтанка.ру»
Фото: facebook.com, tusovka.fi, kap-kan.ru, elmu.fi.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»