Покупка за рубежом популярной электроники и бытовой техники в корне отличается от любимого развлечения российских туристов – традиционного шопинга, связанного с хождением по одежным лавкам и бутикам.Во-первых, поиск электроники, как правило, удел мужчины, а значит, цена и логистика здесь имеют куда большее значение, чем то удовольствие, которое женщина испытывает от бесконечного перебирания блузок, кофточек и туфель. Во-вторых, электроника это такой товар, который значительно легче, чем одежда поддается предварительному анализу и отбору: решение о приобретении того или иного гаджета покупатель нередко принимает еще до похода в магазин. Зададимся, однако, вопросом: насколько часто это решение приводит покупателя в электронный супермаркет, находящийся вне пределов России, например, в Финляндии?
Был период в середине 90-х, когда российский турист сметал с полок зарубежных магазинов буквально все подряд – кофеварки, чайники, микроволновки. Вернутся из поездки без видеомагнитофона или плеера было просто неприлично. Затем ситуация радикально изменилась – российские магазины удовлетворили спрос на всю эту продукцию, и сегодня российский рынок электроники и бытовой техники мало чем отличается от своих аналогов в других европейских странах. И по уровню цен, и по ассортименту товара, и даже по сервису (по крайней мере, в крупных городах) он вполне конкурентоспособен. А с учетом проблем с гарантийным обслуживанием, которые могли возникнуть у тех, кто привез технику из-за рубежа, этот вид шоппинга в какой-то момент практически сошел на нет. Впрочем, сегодня ситуация постепенно меняется. Как говорят финские продавцы, россияне все чаще заказывают товары в финских интернет-магазинах (забрать покупку можно в пункте выдачи или попросить переслать ее на почтовый адрес).
Но почему покупать технику в Финляндии иногда удобнее, чем в России.?
Вот что рассказал нашему корреспонденту менеджер по маркетингу популярного финского интернет-магазина Verkkokauppa.com Алексей Скресанов:
- У нас сегодня довольно много клиентов из России. Большинство из них заказывают товар по интернету, а потом приезжают и забирают уже готовый заказ. Спрос российских покупателей сосредоточен, прежде всего, вокруг компьютеров и комплектующих, игровых приставок, фотоаппаратов. Среди бытовой техники спросом пользуются роботы-пылесосы. Мобильные телефоны россияне практически не покупают, поскольку они, как правило, не русифицированы. Что касается компьютерной техники, то внимание покупателя из России сосредоточено вокруг продукции компании Apple. По понятным причинам, особый ажиотаж сейчас наблюдается вокруг второго поколения планшетников iPad. Очередь на них «растянулась» более, чем на месяц. Причем, в основном это как раз покупатели из России – сами финны гораздо спокойнее относятся к этому продукту.
Помимо iPad большим спросом пользуются эппловские ноутбуки, в частности, MacBook Pro 13’. Финны также отдают предпочтение именно это модели, но все же гораздо чаще покупают более дешевые ноутбуки. А вот российские клиенты предпочитают дорогие компьютеры.
Примечательно, что ассортимент товара, покупаемого русскими туристами, практически не меняется на протяжении длительного времени. Финны же за последний месяц больше всего покупали флешки, кабеля, жесткие диски, карты памяти, сетевые товары, телевизоры.
- Могут ли возникнуть проблемы на таможне при вывозе купленного в финском магазине товара?
- Этот вопрос регулируется таможенным законодательством, надо с ним познакомиться. Но насколько я знаю, серьезных препятствий к розничным покупкам нет. Есть определенные ограничения по весу и по цене – к примеру, товар, стоимость которого превышает 1500 евро необходимо декларировать и доплачивать таможенные сборы.
-Как интернет-магазины адаптируются к русским покупателям, не владеющим иностранными языками?
- Мы планируем в скором времени запустить русскоязычную версию сайта. А пока что организовали группу ВКонтакте, где помогаем российским покупателям, затрудняющимся самостоятельно заказывать товар в интернет-магазине.
- Какой, по-вашему, смысл покупать технику в Финляндии, если цены на нее примерно равны российским?
- Мне трудно сказать, чем руководствуется тот или иной покупатель, но нельзя забывать, что у российского покупателя в Финляндии или в любой другой стране ЕС есть возможность вернуть НДС товара при вывозе его за пределы зоны ЕС. Это может быть привычный всем такс-фри, при котором покупатель возвращает около 10% от суммы покупки, а может быть инвойс, при котором ему вернут весь НДС, т.е. около 20%. Думаю, для дорогого товара «скидка» в 20 процентов выглядит вполне существенной.