В петербургском «ГлавClub» при огромном стечении публики сыграли сет по мотивам недавнего альбома «Black Sands» британские электронщики из проекта Саймона Грина Bonobo.
Несмотря на десять лет работы с заслуженным лейблом Ninja Tune и четыре диска, среди которых выделяется прошлогодний «Black Sands», признанный международным DJ Magazine лучшим британским альбомом 2010 года, информации о Bonobo в интернете немного. На концертах Саймон Грин представляет своих музыкантов публике – но найти их имена в печати практически невозможно. Интервью редкие и короткие, судя по ним, Грин – не публичный человек, не то чтобы закрытый, просто предпочитающий словам дела.
Нынешний тур заканчивается концертами в Петербурге, Москве и Стамбуле. Это не совсем тур в поддержку альбома – хотя материала «Black Sands» звучит больше, чем старого, – он инициирован лейблом Ninja Tune, юбиляром, в честь двадцатилетия организующим крупные гастроли по миру своим артистам. Публика в Петербурге гастролям явно была рада: в зале «ГлавClub» дышать еще как-то удавалось, а вот танцевать уже было затруднительно. Любители IDM, в свое время культивировавшие в Северной столице Warp и Ninja Tune – основные лейблы сложной электронной музыки на любителя, – не то что не перевелись: их маленькая религия пополняется новыми адептами. Случайных людей на концерте Bonobo немного. В публике узнают песни по первым нотам, у бара ведутся серьезные разговоры о лимитированных изданиях Amon Tobin на «тяжелом» виниле, в толпе пританцовывают девушки-первокурсницы и суровые бородачи.
Надежды поклонников Bonobo оправдались не полностью: струнный квартет, впечатливший всех на записи живого концерта «Live In Koko», в Петербург не приехал. Впрочем, состав был вполне приличный – ударник, гитарист, вокалистка, духовик, отвечающий за флейту и саксофон, клавишник и сам Саймон с бас-гитарой перед стойкой с сэмплерами, драм-машиной и прочей хитрой техникой профессионального электронщика. Живой состав Bonobo звучит лаконично и аккуратно, не перекрикивая друг друга и не усложняя аранжировки. Во главе угла, разумеется, ударные; хороши джемы на двоих ударника с Грином, замечательно звучит соло, переходящее в дуэт с саксофоном. Лиричные фри-джазовые интонации сменяются резким заводным синтетическим техно в рамках одного номера, растянутого на 10-15 минут. Бэнд играет практически нон-стопом, классно импровизируя вокруг основной мелодии.
Электронщики, собирающие для представления своего материала полноценные концертные составы, – не редкость. Вопрос в подходе. Живая программа Air уже который год звучит удручающе статичной копиркой студийной записи. Приезжавший прошлым летом в «Зал ожидания» Caribou выдал неожиданно агрессивный смелый драйв, никак не вязавшийся с его собственными студийными математическими конструкциями. Gotan Project уже давно исходят в своих альбомах из живого звучания, Red Snapper и вовсе играют и пишутся живым составом, что никому не мешает считать их прародителями трип-хопа, стиля, по сути, электронного. Именно к выступлениям Red Snapper ближе всего нынешний концертный звук Bonobo – с единственной поправкой: Саймон Грин, несмотря на десятилетний контракт с Ninja Tune, – не увлеченный экспериментатор, а грамотный ремесленник с чувством вкуса и пониманием желаний аудитории.
Его конек – емкие мелодии в три-четыре ноты поверх сложных ритмических рисунков с акцентами на танцевальный ритм и без неприятных среднестатистическому уху импровизаций. В концертной версии эти ключевые моменты остались на месте, однако, в общем и целом, музыка явно приобрела более эмоциональную окраску – в отличие, например, от тех же Air, упорно – и бессмысленно – добивающихся на своих живых выступлениях аутентичного звука.
Михаил Рудин,
«Фонтанка.ру»
Фото: bonobomusic.com.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»