Благотворительный фонд помощи нуждающимся детям Санкт-Петербурга «Солнце» при поддержке проекта профориентации «Арт Личность» устроил творческую встречу художника-постановщика Владимира Светозарова с подопечными детьми.
Гость был приглашен не случайно: в клубе фонда «Солнце» дети из социально не защищенных семей имеют возможность заниматься в киностудии, и, конечно, встреча с известным художником-постановщиком, работавшим над такими картинами, как «Собачье сердце», «Тарас Бульба», «Турецкий гамбит», «Мастер и Маргарита», была им особенно интересна. Владимир Светозаров, народный художник России, сын известнейшего советского кинорежиссера Иосифа Хейфица, быстро нашел общий язык с ребятами. Достаточно было ему во вступительном слове сказать детям из социально не защищенных семей, что у Романа Абрамовича в раннем детстве умерла сначала мать, потом погиб отец, но он сумел стать тем, кем он стал. Ребятам это понравилось, глаза у них загорелись…
- А знаете почему? Он не валял дурака, был собран, вежлив, коммуникабелен, упорно шел к своей цели, - сказал Светозаров. – Нечего, парни, и вам сидеть, сложа руки, стонать или ударяться в хулиганство. А вспомните Джонни Деппа – этот бесстрашный пират Карибского моря, знаменитый киноактер, тоже ведь был беспризорником, прогуливал занятия, но потом собрался, взялся за ум… Я уже не говорю об Алексее Максимовиче Горьком, который на чердаке ставил свечку в тазик, чтобы удобней было читать, и читал ночи напролет, стараясь ликвидировать пробелы в образовании…
Затем гость клуба «Солнце» показал на экране монитора 15-минутный фильм о том, как делается кино, причем на конкретном примере - нового четырехсерийного фильма «Петр Первый. Завещание», премьера которого состоится 14 и 15 мая на канале «Россия». Многие кадры из картины дети увидели раньше кинокритиков, за десять дней до премьеры.
- Кино – это зрелище. Так говорил великий режиссер Михаил Ромм. И мы, художники-постановщики, вместе с режиссером и всей съемочной группой, делаем это зрелище, - заметил Светозаров. – Но, знаете, на подготовку фильма про Петра Первого было выделено всего два месяца. А предстояло найти натуру, нарисовать и воплотить весь антураж, воссоздать исторические костюмы. Честно говоря, я не очень люблю съемки. Это суета, хаос, на ходу приходится что-то придумывать, строить, рушить. Я сделал сорок картин, но до сих пор просто поражаюсь, как из такого бедлама появляются хорошие фильмы…
И дальше разговор шел предельно откровенный, как со взрослыми, на равных. Гость клуба в сердцах посетовал, что в последний момент директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отказал в съемках в интерьерах Меншиковского дворца. Получить отказ за несколько дней до съемок было для Светозарова ударом, пришлось не спать ночами, что-то срочно придумывать, но даже это не выбило его из колеи.
- Да, трудная у вас работа! – вздыхали мальчишки и девчонки.
- Очень трудная, но интересная. Сейчас ведь в кино дикие темпы, и надо успевать..
- А платят хорошо?
- Не все бабками измеряется.
- Работа над каким фильмом была для вас самой интересной?
- «Тарас Бульба». Казачество. Украина, XVII век. Надо было воссоздать быт того времени. И мирный, и военный. И ведь пушки должны стрелять, кареты - ездить. Интересно было работать и над «Турецким гамбитом», который снимался в Болгарии.
Ребята разговорились, и вопросы пошли интересные…
- А если у вас не получается?...
- Я переживаю. Потому, что могу подставить всю съемочную группу. А каждый съемочный день стоит 40 тысяч долларов.
- А вам нравятся свои фильмы?
- Многие нравятся.
- Боевики не будете снимать? Говорят, «Форсаж» будет сниматься в России…
- Я делал «Бандитский Петербург». Тоже крутой боевик!
Владимир Светозаров освоился, много шутил. Рассказал, например, историю про то, как его с приятелем забрали в милицейский пикет, но, узнав, что он снимал «Собачье сердце», отпустили с извинениями. Бурю эмоций и реплик вызвал у ребят рассказ о том, как озвучивают фильм – на мониторе была показана видеоэкскурсия в хранилище «Ленфильма», которое напоминает чулан на огромной даче.
За сорок минут общения киномэтр и дети явно подружились, и вполне логичным прозвучало приглашение:
- Если не будете валять дурака, киснуть, то я вам обещаю, что лучших из вас приглашу на «Ленфильм» и скажу режиссеру: «Возьми их в массовку!»
- А платят в массовке нормально?
- 500 рублей в день.
- Нормально!
Впрочем, это был не финал, потому что уже после встречи, в неформальной обстановке, девчонки спросили гостя:
- Вот вы сказали, что Петр Первый не оставил завещания. А почему же тогда ваш фильм называется «Петр Первый. Завещание»?
- Потому что он завещал город и страну нам с вами!
День спустя после общения с кинохудожником клуб «Солнце» устроил встречу с группой подростков из Швеции «Играем вместе», а 10 мая здесь пройдет вечер профориентации, встреча с психологом. Клуб на улице Макаренко работает каждый день с 16 часов. Дети проводят здесь досуг под руководством воспитателей и психологов. Делают домашние задания, занимаются в кружках, играют в спортивные игры. Клуб этот нередко становится и пунктом оказания «первой помощи» детям, которые оказались в трудной ситуации.
А вообще благотворительный фонд «Солнце» - некоммерческая организация, созданная для поддержки нуждающихся детей Санкт-Петербурга. Фонд оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, жертвам насилия, сиротам и обездоленным, содействует реализации множества благородных программ. Среди учредителей и попечителей фонда: Олег Жеребцов, граф Стефан Толстой, Биргитта Вестерберг, Лиза Боярская, Ульяна Туник, Анастасия Мельникова и другие.
В этом году фонд «Солнце» вместе с проектом «Арт личность» взяли курс на профориентацию школьников от 9 до 17 лет. И такие встречи не просто со звездами, а с увлеченными профессионалами – лучшая «примерка» будущей профессии.
Михаил Антонов, «Фонтанка. Ру»