Пулково превращается в своеобразного авиационного пикапера: здесь разработали программу по привлечению новых перевозчиков, а также стимулированию тех, кто уже сотрудничает с аэровокзалом, к открытию новых линий. Впрочем, по мнению экспертов, возможности программы ограничены тем, что Пулково уже почти достигло потолка пропускной способности, а ее действие распространяется лишь на полеты в «непиковые часы», из-за чего у соблазненных бонусами компаний могут быть проблемы с загрузкой.
В ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», которое управляет аэропортом Пулково, разработали специальную мотивационную программу для перевозчиков. Общий принцип ее действия следующий: в случае расширения своей деятельности в аэропорту (будь то запуск нового направления или увеличение частоты рейсов) перевозчик получает определенную скидку при уплате аэропортовых сборов – либо сбора за взлет-посадку, либо сбора за пользование аэровокзалом, либо, в определенных случаях, их обоих.
Правда, каждый бонус имеет целый ряд ограничений, которые по своей запутанности напоминают тарифы на мобильную связь: вроде бы минута звонка стоит столько-то, но на самом деле действует данный тариф далеко не всегда. Так, в случае открытия нового направления скидка будет предоставлена, только если речь идет о прямом маршруте, который компания готова обслуживать в течение 1,5 лет и с определенной частотой (дальнемагистральный маршрут – не менее одного раза в неделю, все остальные рейсы – не менее трех раз в неделю).
Но и это еще не все: например, запускать новые маршруты из расчета на скидку лучше в осенне-зимнюю навигацию – в таком случае за взлет-посадку и пользование аэровокзалом придется платить меньше на 60 % (дальнемагистральные маршруты) или на 50 % (прочие). Если начинать полеты по новой линии в весенне-летнюю навигацию, то скидка предоставлена не будет (она начнет действовать в осенне-зимний период). При этом в дальнейшем размер бонуса будет уменьшаться: через 2,5 года после запуска маршрута скидка в осенне-зимнюю навигацию составит лишь 20 % и 10 %, в зависимости от дальности полета.
Что касается конкретных сумм, то они зависят от максимальной взлетной массы судна (МВМ). Например, сбор за взлет-посадку в аэропорту Пулково составляет 217,7 рубля на 1 тонну МВМ. В таком случае за посадку или отправку аэробуса А320, чья взлетная масса составляет около 78 тонн, перевозчику нужно будет заплатить около 17 тысяч рублей. Что касается сбора за пользование аэровокзалом, то он зависит от количества пассажиров – на внутренних линиях за 1 человека авиакомпании придется выложить 54 рубля, на международных – 71,6. Все тот же А320 может перевозить максимум 150 пассажиров: значит, при полной заполненности на внутренних линиях в кассу аэропорта нужно внести 8100 рублей, на международных – 10650. Стоит, правда, отметить, что два этих сбора не являются единственными – действуют определенные тарифы за обслуживание пассажиров, сбор за обеспечение авиационной безопасности (154 рубля за 1 тонну МВМ) и т. д. Однако на них действие мотивационной программы не распространяется.
Кроме скидки на открытие нового направления, Пулково готово брать меньше денег с тех, кто решится на увеличение частоты рейсов и станет использовать аэропорт в качестве трансферного узла. Готовы здесь пойти и на уступки новым авиакомпаниям (99-процентная скидка при первом рейсе и 15-процентная скидка в течение двух следующих навигаций). Однако стоит отметить, что все бонусы касаются исключительно регулярных рейсов и не распространяются на чартеры, а также не действуют для полетов между Москвой и Петербургом. Еще одно существенное ограничение – временное: если компания рассчитывает на скидку, то рейс должен выполняться в так называемые «непиковые часы», которые варьируются в зависимости от дня недели.
Перевозчики пока реагируют на предложения Пулково сдержанно и заявляют лишь о том, что с ними нужно ознакомиться внимательнее. «Мы видели этот проект и оцениваем те возможности и выгоды, которые есть в этой программе лояльности», – рассказали в авиакомпании «Россия», которая обеспечивает 40-50 % регулярных перевозок из петербургского аэропорта.
«Для Lufthansa эта программа, безусловно, привлекательна, и компания планирует изучить ее подробнее. Она могла бы существенно повысить шансы на открытие новых рейсов по существующим направлениям или даже на добавление новых маршрутов», – рассказал «Фонтанке» директор по корпоративным коммуникациям Lufthansа в Европе Ааге Дюнхаупт.
Эксперты отмечают, что подобные программы уже действуют в ряде аэропортов России. Так, по словам аналитика агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, специальные скидки для определенных компаний действуют в аэропортах Екатеринбурга и Новосибирска. Правда, там возможности такой программы упираются в то, что даже если компания и получает бонусы при использовании этих аэровокзалов, то потом вся эта экономия сводится на нет за счет высоких сборов в других аэропортах страны. Что касается московских авиаузлов, то им, в силу естественной загруженности, объявлять о скидках не нужно: конкурируя с европейскими аэровокзалами, они стремятся привлекать перевозчиков высоким уровнем сервиса, а не денежным пряником.
Правда, по мнению Олега Пантелеева, ситуация с Пулково отличается и от ситуации с сибирскими аэропортами, и с московскими. «Рядом с Петербургом находится граница с целым рядом государств. Многие города России связаны с Пулково прямыми рейсами. Так что здесь подобная программа может быть эффективна», – отмечает Олег Пантелеев. Однако при этом, по его мнению, нынешняя пропускная способность аэропорта близка к пределу, поэтому привлекать новых перевозчиков можно лишь с прицелом на то, что в 2013 году завершится реконструкция терминала, и аэровокзал сможет принимать до 14 млн пассажиров в год. Для сравнения: в 2010 он обслужил 8,4 млн человек.
Кроме того, эксперты отмечают, что далеко не каждая компания будет готова летать в непиковые часы – ведь они потому так и называются, что в это время летает меньше пассажиров, нежели обычно, а значит, у компании могут быть проблемы с загрузкой, которые никакие скидки не решат.
Справка:
В настоящее время на регулярной основе в аэропорт Пулково выполняют полеты 31 зарубежная авиакомпания, 30 российских перевозчиков и 11 компаний стран СНГ. В среднем в день обеспечивается 278 взлетно-посадочных операций и обслуживается 23133 пассажира. Общее количество регулярных маршрутов – 148.
Андрей Захаров,
Фонтанка.ру