«Фонтанке» стали известны подробности обвинений, предъявленных арестованному израильской полицией Ниссиму Дегалдетти, бывшему бизнес-партнёру пропавшего в Петербурге миллионера Алексея Захаренко. По версии следствия, Дегалдетти с помощью фальшивой доверенности присвоил принадлежавшие Захаренко ресторан и пентхаус в Тель-Авиве, а также около 10 миллионов долларов.
«Обвиняемый № 1»
По версии израильской полиции, активное сотрудничество между Ниссимом Дегалдетти и Алексеем Захаренко началось в 2008 году во время конфликта, возникшего между Захаренко и его израильским компаньоном Роненом Даберетом. Конфликт касался расположенного в Тель-Авиве ресторана «Пушкин», принадлежавшего петербургскому бизнесмену. Каким-то образом господин Дегалдетти в ходе сопровождавшего конфликт судебного спора настолько завоевал доверие Захаренко, что тот передал ему половину акций «Пушкина».
Это случилось в конце декабря 2008 года, а весной 2009 года, по мнению израильских полицейских, Алексей Захаренко и Ниссим Дегалдетти начали активный совместный бизнес на территории Израиля.
В частности, в первых числах мая 2009 года Алексей Захаренко зарегистрировал в Израиле две фирмы: «Захаренко Хашкаот» и «Захаренко Таасиёт». Причём вторая фирма стала 100-процентной "дочкой" первой.
В начале июня акции «Пушкина» были переданы фирме «Захаренко Хашкаот». Чуть позже на банковский счёт этой фирмы Алексей Захаренко перевёл более 10 миллионов долларов со своего счёта в одном из швейцарских банков. Таким образом, в начале июня 2009 года все израильские активы Алексея Захаренко оказались сосредоточенными в одном месте — в принадлежавшей ему фирме «Захаренко Хашкаот».
Николай Шаповалов, петербургский бизнес-партнёр Алексея Захаренко, утверждает: эти 10 миллионов долларов Захаренко перевёл сам, без всякого принуждения. Видимо, был увлечён коммерческими проектами, в которые его втянул Ниссим Дегалдетти.
С попыткой завладеть этими деньгами израильская полиция и связывает инкриминируемые Ниссиму Дегалдетти незаконные финансовые операции. Вместе с ним в соучастии в совершении этих операций обвиняются переводчица Элина Мелер и адвокат Рене Захав — но их роль, по версии следствия, вспомогательная. Ниссим Дегалдетти же является «обвиняемым № 1».
Неудачный инвестпроект
По версии израильских полицейских, Ниссим Дегалдетти убедил Алексея Захаренко в целесообразности вложения переведённых из Швейцарии денег в ценные бумаги — в акции некой компании «Б. Гаон Нехасим баан» общей стоимостью в 34 миллиона шекелей (это примерно на 5 миллионов шекелей меньше суммы, которую петербургский миллионер перевёл из Швейцарии в Израиль). Владельцем акций должна была стать фирма «Захаренко Таасиёт», "дочка" «Захаренко Хашкаот». Все переговоры с продавцом акций от имени Алексея Захаренко проводил Ниссим Дегалдетти.
Весть о таинственной пропаже Захаренко в Петербурге встревожила продавцов акций, однако господин Дегалдетти, по версии израильских полицейских, не только подтвердил готовность довести сделку до конца, но и заявил о том, что является 100-процентным владельцем фирмы «Захаренко Хашкаот». В подтверждение своих слов Дегалдетти якобы представил документы, из которых следовало, что незадолго до исчезновения Захаренко передал ему акции «Захаренко Хашкаот».
Однако сделкой заинтересовалось государственное ведомство Израиля, контролирующее законность сделок на рынке ценных бумаг, после чего продавец акций компании «Б. Гаон Нехасим баан», видимо, решил, что спокойнее поискать другого покупателя — в октябре 2009 года сделка была официально расторгнута.
После этого Ниссим Дегалдетти, по версии израильской полиции, практически всю сумму, предназначавшуюся на покупку акций, перевёл обратно в Швейцарию — на счёт некоего «Дома инвестиций «Хотингер».
В результате господина Дегалдетти только по данному эпизоду обвиняют:
в незаконном присвоении фирмы «Захаренко Хашкаот»,
в попытке совершения незаконных финансовых операций с использованием рынка ценных бумаг,
в незаконной утечке большей части израильских денег Алексея Захаренко в Швейцарию.
В Швейцарии, напомним, по факту попыток Ниссима Дегалдетти воспользоваться деньгами Алексея Захаренко также возбуждено уголовное дело — об этом «Фонтанке» некоторое время назад стало известно от Юрия Соловьева, управляющего имуществом Алексея Захаренко. Но и израильские похождения господина Дегалдетти на этом, по мнению полицейских, не заканчиваются.
Квартирный вопрос
В начале мая 2009 года Ниссим Дегалдетти, по версии израильских полицейских, решил обзавестись новым пентхаусом, которые как раз тогда начали строиться в Герцлие (небольшой городок, расположенный рядом с Тель-Авивом). Господин Дегалдетти якобы убедил Алексея Захаренко также приобрести пентхаус в одном доме с ним. Для совершения сделки Дегалдетти и Захаренко купили напополам оффшорную компанию Sealand Trading Limited (зарегистрированную на Британских Виргинских островах), директором которой был назначен Дегалдетти.
Израильская полиция считает, что после пропажи Алексея Захаренко его израильский бизнес-партнёр с помощью сфальсифицированной доверенности переоформил на себя вторую половину оффшорной компании, благодаря чему стал владельцем обоих пентхаусов общей стоимостью почти в 7 миллионов шекелей (около 2 миллионов долларов). Более того, господин Дегалдетти произвёл перепланировку помещений, благодаря чему два пентхауса превратились в один большой — где обвиняемый, видимо, собирался поселиться со своей семьей.
Деньги на приобретение этого жилья, по мнению израильских полицейских, были потрачены со счёта всё той же фирмы «Захаренко Хашкаот», контроль над которой Ниссим Дегалдетти получил благодаря фальсификациям.
Сладкие остатки
Остатки от примерно 10 миллионов долларов, которые петербургский миллионер незадолго до исчезновения перевёл на счёт фирмы «Захаренко Хашкаот», Ниссим Дегалдетти, по версии полиции, израсходовал следующим образом:
- 2,3 миллиона шекелей он перевёл на свой личный счёт,
- 1,37 миллиона шекелей он получил наличными,
- 67 000 шекелей перевёл своему несовершеннолетнему сыну,
- 762 000 шекелей перевёл на счёт обвиняемой в соучастии в совершённых им преступлениях переводчице Элине Мелер,
- 454 674 шекеля перевёл на счёт третьего обвиняемого - адвоката Рене Захава.
Сегодня на счету компании «Захаренко Хашкаот» осталось около 300 000 шекелей из почти 40 миллионов, которые незадолго до исчезновения перевёл туда Алексей Захаренко. Эти деньги, а также 2 пентхауса, 3 машины и около 50 000 евро наличными, изъятые в сейфе у Ниссима Дегалдетти при аресте, израильская полиция предлагает суду конфисковать в случае обвинительного приговора.
По словам адвоката Евгения Тонкова, представляющего в России интересы Ниссима Дегалдетти, если израильский суд примет соответствующее решение, то часть незаконно полученного господином Дегалдетти имущества после прохождения определённой юридической процедуры должна перейти к отцу Алексея Захаренко, являющемуся его наследником. Кроме того, Евгений Тонков заявил «Фонтанке», что в случае обвинительного приговора суда он может оказаться перед фактом необходимости расторжения соглашения с Ниссимом Дегалдетти из соображений адвокатской этики. Ведь признание его виновным может означать, что услугами адвоката Тонкова он пытался воспользоваться с недобросовестными намерениями.
Впрочем, основные деньги пропавшего миллионера всё-равно находятся не в Израиле, а в Швейцарии — так что история эта будет, скорее всего, иметь многосерийное продолжение.
Справка
Алексей Захаренко пропал около 11.00 утра 4 августа 2009 года. Это произошло при совершенно непонятных обстоятельствах в центре города, вероятно, при большом количестве свидетелей. В связи с этим можно предположить, что бизнесмена похитили, инсценировав милицейское задержание.
На следующий день была обнаружена машина Захаренко, благодаря установленной в ней системе спутниковой навигации. По факту исчезновения бизнесмена возбуждено уголовное дело по 105-й статье Уголовного кодекса - «убийство».
Позже выяснилось, что основной бизнес у Алексея Захаренко был сосредоточен в Израиле и в Швейцарии, причём речь шла о достаточно крупных коммерческих проектах: приобретении брокерской компании, строительстве отеля. Более того, незадолго до исчезновения Алексей Захаренко практически обнулил свои счета в одном из швейцарских банков.
Через несколько дней после исчезновения бизнесмена его израильский бизнес-партнер Ниссим Дегалдетти заявил о том, что Захаренко оставил ему доверенность на право распоряжаться всем своим имуществом. Фальсификация этой доверенности сегодня является одним из пунктов обвинения Ниссима Дегалдетти, Элины Мелер и Рене Захава со стороны израильской полиции.
Константин Шмелёв, для «Фонтанки.ру»