Евросоюз облегчил правила перевозок жидких грузов для авиапассажиров. С 29 апреля следующие транзитом через Европу смогут без дополнительного досмотра провозить с собой жидкости объемом большим, чем 1 литр, - но только купленные и запечатанные в магазинах беспошлинной торговли. Эксперты сходятся во мнении, что на безопасность полетов нововведение не повлияет.
С 29 апреля в Евросоюзе вступают в силу новые правила перевозки жидкостей. Отныне транзитным пассажирам не нужно будет выкидывать бутылки объемом больше, чем 100 миллилитров. Но при определенных условиях.
Согласно нововведению, авиапассажиры, в первую очередь следующие транзитом, смогут проносить на борт самолета жидкости объемом до 2 литров (в том числе духи, напитки, алкоголь, аэрозоли), купленные в магазинах беспошлинной торговли. Все покупки должны быть запечатаны в пакеты и проходить досмотр при помощи специальных сканеров. Кроме того, нужно будет предъявлять сохраненные чеки.
Предполагается, что транзитные путешествия станут куда более комфортными. Например, если петербуржцу нужно будет попасть в Хельсинки, а оттуда в Милан, то досмотр будет производиться лишь один раз — на берегах Невы.
Правда, в первое время пассажирам придется быть настороже. По официальным данным, по меньшей мере 10 из 27 стран Евросоюза остерегаются принимать новые правила перевоза жидкостей. Причиной тому — опасения в небезопасности полетов. Изначально требования к количеству и весу тюбиков, бутылочек и банок в ручной клади путешественников были ужесточены из-за того, что в 2006 году полиция Великобритании смогла предотвратить серию терактов на авиарейсах. Тогда преступники пытались использовать жидкую взрывчатку в питьевых емкостях. Теперь аэропорты единой Европы оборудовали специальными сканерами (Bottle Scanner, способный распознавать жидкости объемом от 80 миллилитров до 2 литров), которые смогут выявить опасные грузы и в запечатанных бутылках.
Тем не менее решили отложить нововведение Великобритания, Франция, Италия и Нидерланды. С новыми правилами пока еще многое неясно. Например, как поступит американское правительство — разрешит ли оно пассажирам, подпадающим под новые требования, проносить на борт вылетающих из США рейсов жидкости больших объемов. Тем временем именно Новый Свет является самым популярным неевропейским направлением.
Все вопросы руководство Евросоюза обещает решить буквально в течение недели. Причем нынешнее упрощение требований — лишь первый этап. Планируется, что ровно через два года, 29 апреля 2013 года, запрет на провоз авиапассажирами жидкостей в ручной клади будет снят полностью.
Несмотря на множество неясностей, эксперты, опрошенные «Фонтанкой», уверены, что если для пассажиров что-то и изменится, то только в лучшую сторону. «Новые правила никак не скажутся на безопасности полетов, - заявили корреспонденту «Фонтанки» в ОАО «Авиакомпания «Россия». - Покупки в магазинах беспошлинной торговли дают уверенность и гарантию происхождения жидкостей. Это логичный шаг, который упростит жизнь пассажиров».
«В большинстве европейских стран эти правила уже действуют. У нас в магазинах Duty Free уже давно запечатывают жидкости, если пассажир летит с пересадкой, - отметили в ООО «Воздушные ворота Северной Столицы». - Все правила авиабезопасности, существующие в петербургском аэропорту, соответствуют этим нормам».
В настоящее время мировая индустрия беспошлинной торговли обслуживает около 500 миллионов путешественников ежегодно. Всего в мире действует более 2000 торговых предприятий формата Duty Free, на полках которых можно найти свыше 250 000 продуктов, представляющих 12 000 брендов. Главный козырь магазинов Duty Free — низкие цены на алкоголь и табак. Эти категории товаров обычно облагаются на местных рынках высокими налогами. По оценкам экспертов, ежегодный доход магазинов беспошлинной торговли составляет около 40 миллиардов долларов.
Мария Цыганкова,
"Фонтанка.ру"