Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Как Путина в Кремль вернуть

Как Путина в Кремль вернуть

313

Подобралось обострение. На повестке вопрос - сохранения тандема двух. Ровно через год подглядим ответ в конце учебника. То, что Дмитрий Медведев собирается остаться - очевидно. Интригой это является только для вездесущего столичного бомонда. Загадкой - лишь для отдельных персонажей из "Единой России", которые мочалят "кто на свете им милее, всех румяней и белее". И тех и других посадили в первые ряды, а они и готовы аплодировать обоим по очереди. Решение же в том, чтобы обоих выбрать в президенты.

Изначально тандем задумывался как переходная форма правления. Созданной в тучном 2008-м, с целью плавной передачи властных рычагов, политической жизни ей было отмерено года два, не больше и не меньше. Расчеты сломал кризис, внезапно пришедший. При аврале присутствие именно премьера Путина стало жизненно необходимо. Хотелось нивелировать предсказуемые народные волнения и не допустить бунта русского. Беспощадного. Сейчас основные кризисные явления позади. Тандем сыграл свою историческую роль, как будет написано в будущих учебниках по истории государства и права России, и в прежнем виде должен самоликвидироваться.

Однако столь опытный и популярный Владимир Путин не может превратиться просто в пенсионера. Поэтому и стоит задача в высшем ее метафорическом смысле - необходимо найти ему востребованное поприще. Поверьте – надо. Из всех дерзких гипотез наиболее креативной была идея политолога Станислава Белковского, еще в 2007-м году предложившего Путина на место президента Международного олимпийского комитета. Тогда это было всеми воспринято как добрая еврейская шутка. Через четыре года ее обсуждают с выражением задумчивого пеликана, где от мысли до мысли, как в песне Сукачева, "десять тысяч километров".

Решение нерешаемого уравнения есть. Для этого необходимо понять: с одной стороны, может ли Путин сохраниться внутри российской политики и при этом не мешать Медведеву работать полноценно, с другой стороны - не превратиться в клерка, фигуру техническую и проходную.

Ответ на этот вопрос положительный и следующий. Путин должен стать вице-президентом. Существует и успешно функционирует модель американская. На первый взгляд вице-президент там церемониальный, так как не у руля. Но если взглянуть вдумчиво - отсутствие формального круга полномочий чаще означает наличие широкого круга полномочий неформальных. Так, при Собчаке, Путин, один из замов мэра тогда, считался серым кардиналом Петербурга. В Америке, кстати, тоже зачастую сильный вице-президент (как, например, Дик Чейни при Джордже Буше-младшем) был для элит даже авторитетнее президента.

При этом вице-президенту незачем вторгаться в сферу конституционных полномочий главы государства. Помимо этого, по конституции США вице-президент является еще и спикером Сената - верхней палаты парламента. В наших условиях подобное совмещение двух функций в руках Путина может дать синергетический эффект. К тому же, Совет Федерации собирается не регулярно и постоянной, рутинной работы этот пост не предполагает, зато на этом посту Владимир Путин мог бы с легкостью стать эффективным модератором региональных лидеров. Большинство из которых лидерами не являются и требуют именно ручной модерации. Уверен, Сергея Миронова на пенсии никто не обидит.

Наконец, если уж говорить о внедрении американской модели в нашу жизнь, то можно пойти на следующий шаг - столь же логичный сколь и смелый. Внимание... необходимо упразднить пост председателя правительства и подчинить министров непосредственно президенту.

Как показывает неутешительный анализ нашей постсоветской истории - такое решение было бы оптимальным. За последние двадцать лет мы видели два типа премьеров: премьеры сильные - Черномырдин, Примаков, Путин, которые неизбежно превращались в центр власти, альтернативный президенту (что вызывало в итоге неизбежную дестабилизацию властной вертикали), и полу-премьеры – никакие Кириенко, Степашин, Касьянов, Фрадков, которые выступали лишь ретрансляторами воли хозяина. Причем вес премьера всегда определялся не его полномочиями, а неформальным авторитетом. Таким образом, становится очевидным, что в ситуации, когда членов кабинета министров назначает президент и он же определяет основные направления внутренней и внешней политики страны - премьер становится рудиментарным звеном. Поэтому переход от модели президент/премьер к модели президент управляющий правительством + вице-президент/спикер Совета Федерации позволит сбалансировать властную вертикаль и четко распределить полномочия. Чтоб каждый знал - кто что решает и кто за что отвечает. И в их владениях никогда не зайдет солнце.

В конце концов, с поста вице-президента Владимир Путин по своему усмотрению может дальше перемещаться куда угодно - и в МОК, и в ООН, и в НАТО и даже на заслуженный отдых.

P.S. Чуть не забыл: если Путин станет вице-президентом, он автоматически получит и кабинет в Кремле. После этого никто не сможет сказать, что Кремль и Путин вещи разные.

Старший партнер юридической компании Pen&Paper Константин Добрынин

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях