25 тысяч зрителей пришли в СКК «Петербургский» на шоу Роджера Уотерса «The Wall Live». Состав публики оказался пестрым – от грузных седовласых ветеранов рока до девчонок с голыми коленками. Впрочем, среди зрителей всё-таки преобладали представители сильного пола, а в этом «мужском шоу» в течение двух часов звучали выстрелы, рвались снаряды, пикировали бомбардировщики.
67-летний британский рок-музыкант, композитор, поэт Роджер Уотерс – один из основателей Pink Floyd, создавший вместе с группой культовый музыкальный альбом «The Wall» («Стена»), тряхнув стариной, пустился в европейский тур со своим антикварным шоу. И пусть слово «антикварное» не обижает меломанов. Антикварное значит не пыльное, а раритетное, эксклюзивное, уцелевшее. Ну а как еще назвать 72-метровую, массивную, эффектную, но, с точки зрения нынешней моды на компьютерный дизайн, явно старомодную стену, что была выстроена в СКК?
Тур «The Wall Live» посвящен 30-летию выхода одноименного альбома. В далеком уже 1981 году презентация концертной программы «The Wall» поразила воображение меломанов невиданным набором спецэффектов, видео, декорациями, пиротехникой и мощным музыкальным саундом. По мере сил и возможностей Уотерс постарался усовершенствовать свой рок-спектакль, особое внимание уделив звуку Dolby Surround, обновив визуальный ряд (в видео на стене теперь возникают не только Сталин и Мао, но и Обама, а среди фотографий убиенных воинов – не только герои Второй мировой, но и жертвы военной операции в Ираке). В нынешней программе звучат все песни с альбома «The Wall», причем в том самом порядке, как на диске (плюс две композиции из других альбомов в качестве бонуса), и в том самом аутентичном саунде, без намеков на ремиксы, без специально рекрутированных рэперов или симфонического оркестра. Опять же антикварная штука! Для меломанов со стажем пинкфлойдовская «Стена» – ностальгия по утраченной молодости, а для юных зрителей – знакомство с миром классической рок-сцены.
Три года назад Уотерс уже привозил свое шоу, показав его на Дворцовой площади в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. Запущенная в воздух свинья над Александринским столпом – это было сильное зрелище. Однако «The Wall Live» всё-таки лучше смотрелось и звучало в закрытом помещении. Правда, зрители нового поколения, поражаясь каскаду визуальных эффектов, недоумевали: как может сегодня полноценное шоу обходиться без огромных видеопроекционных экранов, на которых можно было бы показать крупные планы самого Уотерса, его музыкантов, артистов? Это, несомненно, не помешало бы целостности восприятия. А чтобы не разрушать аутентизм классического шоу, экраны вполне можно было разместить на боковых стенах зала. А то ведь, за исключением публики VIP-зоны, расположившейся у сцены, большинство зрителей огромного СКК реально не увидели и половины происходившего на сцене.
Мятущийся герой Уотерса в течение двух отделений всеми доступными средствами (в одном эпизоде даже взяв в руки вместо гитары автомат) борется с разного рода нечистью. Главная нечисть, по многолетнему убеждению Роджера, – антидемократические правительства и их лидеры. «Можно ли верить правительству? – обращается к своим зрителям в СКК Уотерс и сам же отвечает: – Конечно же, нет». Для пущей убедительности его ответ тут же переводится на стене простыми русскими словами: «Никогда, блин!».
– «Моему альбому “Стена” уже тридцать лет, но на моем веку стены не поменялись, – признался Роджер Уотерс корреспонденту «Фонтанки». – Все те же, что раньше, и главное – стена между богатыми и бедными. Я как человек не бедный ужасаюсь тому, что вижу по ту сторону “стены”. Я считаю: что-то нужно с этим делать, и предпринимать что-то должны прежде всего правительства, потому что отдельные люди могут сделать не так уж много. Я вот пишу и пою песни, надеюсь, они что-то изменили в мире. Но работа правительств в том и заключается, чтобы на эту ситуацию реально влиять, чтобы выправить вопиющее неравенство. В свой прошлый визит в Петербург по дороге из аэропорта я обратил внимание, что в вашем городе не снесли памятник Ленину. Я считаю, что Ленин в душе именно это и имел в виду – мечтал сломать стены между богатыми и бедными. И Ленин, и Маркс пытались хоть что-то сделать в этом направлении. Конечно, средства были не те, и получилось всё ужасно, но их идея была в чем-то верна. Так мне кажется…»
Сохраняя верность великим революционным идеям, Уотерс крушит стену (кстати, рухнула не вся стена, а только часть, да и само крушение оказалось не столь эффектным, как мощный фейерверк в начале), а затем вместе с музыкантами выходит к публике с мажорной акустической балладой. Но такой хеппи-энд кажется притянутым за уши. Больше врезаются в память ревущие военные самолеты, то и дело возникающие на экране по ходу шоу, огромный авиамакет, который врезается в стену, но сносит лишь несколько кирпичей. Пикирующие бомбардировщики – просто навязчивая идея Роджера. Образ сбитого летчика витает над шоу, и хотя, по прогнозам специалистов, нынешний тур может стать последним глобальным выступлением 67-летнего музыканта, так не хочется записывать его самого в сбитые асы.
Михаил Садчиков,
Фонтанка.ру
Фото Михаила Садчикова-младшего
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»