Александринский театр представил благотворительный проект, в рамках которого в течение нескольких ближайших месяцев 900 воспитанников петербургских детских домов, находящихся под патронатом Сбербанка России — постоянного партнера Александринки, — увидят последнюю премьеру театра, спектакль Андрея Могучего «Счастье».
Этот первый за последнее десятилетие детский спектакль на главной петербургской сцене — довольно смелый проект и в то же время серьезная попытка театра поговорить с современными школьниками о ключевых проблемах бытия. Один из лучших российских режиссеров, многократный лауреат «Золотой маски» и лауреат Европейской театральной премии в номинации «Новая театральная реальность» Андрей Могучий переселил героев «Синей птицы» Метерлинка (пьесы, сочиненной век назад) в наше время. Герои спектакля одеты в «пластилиновые» мультяшные костюмы, поют арии под звуки живого оркестра, выполняют трюки и существуют в двух планах — не только на сцене, но и на видео. Язык мультиков и компьютерных игр захватывает внимание юных зрителей. Это своеобразный код, позволяющий создателям спектакля установить контакт с современными подростками.
Несмотря на всю эффектность зрелища, «Счастье» - не наивная сказочка, это серьезный разговор о смерти, о взрослении, о том, что любить — это значит отдавать. Главная героиня, девочка Митиль, проходит путь от эгоизма, граничащего с аутизмом, к способности пожертвовать собой ради других. По сути, это спектакль не про счастье, а про нелегкий путь к нему. И режиссер Могучий, который впервые за свою творческую карьеру взялся экспериментировать на территории детского искусства, утверждает, что проблемы того, каким должен быть сегодня театр для детей, — главное, что его сейчас интересует.
«Сейчас я как никогда остро ощущаю свою ответственность перед зрителями. Мы рискуем, не в смысле формы, не в смысле пугалок и того, что по сцене ходят скелеты. Дело не в этом. Дело в том, что мы задеваем базисные человеческие проблемы – рождение, любовь, смерть. И говорим об этом очень резко. И меня сейчас интересуют только реакции детей».
Задевая столь важные темы, режиссер решил не полагаться только на свою интуицию и пригласил на репетиции психолога, имеющего практику работы с детьми в Беслане и в Чечне. По словам Могучего, психолог признался ему, что, исследуя реакции зрителей спектакля «Счастье», он радикально поменял свои профессиональные взгляды. Он до сих пор следит за влиянием спектакля на зрителей, регулярно посещая постановку. Именно он рекомендовал спектакль детям от 9 лет, так как именно в этом возрасте ребенок начинает задумываться о смерти.
«Сейчас искусство не может не задумываться о том, как оно влияет на жизнь, меняет ее, - добавил Андрей Могучий. - На мой взгляд, наше общество сейчас – больное, а дети, живущие в этом обществе, тем более детдомовские дети, не могут быть свободны от той среды, где они растут. Мы обязаны уважать детей, их переживания и чувства и пытаться сказать им то, что сами считаем важным. Я искренне верю, что в случае со спектаклем «Счастье» искусство может иметь терапевтический характер».
Елизавета Снаговская,
Фонтанка.ру
Фото: Пресс-служба Александринского театра