Юбилейная выставка «Орбита Гагарина» в галерее «100 своих», посвященная 50-летию первого полета человека в космос, повествует о том, как художники сделали летчика-космонавта и Героя Советского Союза Юрия Гагарина символом субкультуры рейверов и молодежи 1990-х.
В 1989 году, когда вовсю шла перестройка и в воздухе пахло переменами, «Новые художники» во главе с Тимуром Новиковым впервые обратились к теме космоса. Тогда выставка, названная по строчке популярной песни «И снится нам…», проходила в ДК железнодорожников. Но уже после августовского путча, в декабре 1991 года, работы Новикова украсили павильон «Космос» на ВДНХ, где молодежь гуляла на «Гагарин-пати» – первой в России рейв-вечеринке, на которой даже лично присутствовали космонавты Валентина Терешкова и Георгий Гречко. Как вспоминает друг и соратник Новикова Олег Котельников, из Ленинграда в Москву отправилось несколько вагонов творческой молодежи с портретами космонавта номер один на футболках. Космос и Гагарин стали для них символами свободы, будущего, технического прогресса и новой жизни.
На выставке «Орбита Гагарина» представлены архивные афиши и плакаты, выполненные художниками накануне тех памятных событий. Один из них, сделанный Андреем Медведевым, где Гагарин улыбается из красной ракеты, парящей в синем гороховом небе, и вовсе раритет: его так и не увидели в Москве – художники забыли весь тираж в поезде. В рамочке на стене висит артефакт – черная футболка с космонавтом размера «М» художника Марата Муракаева.
«Орбита Гагарина» – это совсем не то, что траектория небесных тел в космосе. Это история образа: как от иконы 1960-х национальный герой стал брендом Новой академии Тимура Новикова и мотивом творчества многих художников. Неоакадемизм возник в России вместе с рейвом, компьютерным романтизмом, рекламой и пиаром. В 1980-е, когда официальным искусством всё еще оставался реализм, стоило одному художнику нарисовать ракету, как все тут же подхватили тему покорения космоса. На ярко-розовом фоне, как на рабочем столе Windows, иконка взлетающей ракеты (шелкография «Старт», 1989 год) – узнается стиль Тимура Новикова. Так стартовало теперь уже легендарное движение «Новые художники», требовавшее в своем манифесте «отдать художникам космос».
Галерея «100 своих» демонстрирует несколько десятков произведений искусства разных поколений петербургских художников. Олег Котельников перенес синим маркером знаменитый портрет Гагарина в гермошлеме на огромный лист фольги с подписью «108 минут». Угловатые космические корабли Андрея Медведева, вырезанные из цветной бумаги, на коллаже «Звездные войны» и «Лунный пейзаж» на холсте – с высадившимися американскими космонавтами, подрисованными другом Котельниковым. Гагарин, созданный Ольгой Тобрелутс в компьютерном коллаже, совмещает в себе образ небожителя Гермеса и советского космонавта. На полотне Андрея Хлобыстина «Космизм молодежи» – обложка несуществующего журнала будущего за 2037 год: статуя Свободы соседствует с гигантским черным кубом и ракетной установкой.
«Ангел Юрий» Егора Острова – цифровая копия картины эпохи Возрождения, покрытая типографской сеткой. Световой объект Алексея Богданова – маленькая, точно игрушечная, ракета, сделанная из самовара и витражных стекол на фоне слайда шагающего по поверхности Луны космонавта. Работа Андрея Рудьева – огромный черный овал с небольшим портретом Юрия Гагарина в центре, словно мифологическое яйцо, снесенное Хаосом, из которого родился мир. Все эти и многие другие работы свидетельствуют, что тема покорения космоса, как в песне Rolling Stones «Let It Bleed», продолжает «кровоточить» и заражать всё новых и новых художников, побуждая их к индивидуальным интерпретациям, далеким от советских шаблонов.
Евгения Лаптева,
Фонтанка.ру
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»