Петербург может попрощаться с троллейбусами. Об этом заявила губернатор Валентина Матвиенко на встрече с производителями автобусов — немецкой компанией MAN. Место «рогатых» должны занять скоростные трамваи, на которые город делает ставку в последнее время. Впрочем, откуда возьмутся деньги на новые рельсы и подвижной состав, пока не сообщается.
Мысль отказаться от троллейбусного парка, неповоротливого и не соответствующего современным требованиям мегаполиса, не нова. В отличие от петербургских трамваев, развитие которых городские власти теперь активно продвигают, троллейбусу не повезло. Чиновники видят в основном, что громоздкие машины загромождают улицы, мешая проезду автомобилей. Еще в прошлом году губернатор назвала троллейбусы малоэффективными.
14 апреля градоначальница снова предложила убрать троллейбусы, впрочем, конкретного срока для выезда этого вида транспорта из Петербурга она не назвала.
В подведомственных транспортных учреждениях пока комментировать заявления губернатора не спешат. Ссылаясь на то, что никаких управленческих решений по этому поводу нет.
В городском предприятии «Организатор перевозок» отметили только, что сейчас троллейбусы обслуживают 50 маршрутов в различных районах города. Общий парк их составляет более 700 единиц.
Эксперты от общественного транспорта говорят, что даже при всем желании, заменить троллейбусы в одночасье едва ли удастся. Дело в том, что сейчас они ежедневно перевозят в день около 350 тысяч человек, что примерно равноценно 10 % пассажиров метрополитена и 100 % потока одного из крупных коммерческих перевозчиков. Заменить троллейбус трамваем, разумеется, можно, но на это нужно и время, и инвестиции. Причем рельсы под современный скоростной трамвай, как и сам подвижной состав, стоят дорого. Не секрет, что одна только линия легкорельса от Московского вокзала до Пулково оценивается в 13-16 млрд рублей.
Если же заменить троллейбусы автобусами, то это явно не улучшит и без того неблагополучную экологическую обстановку. Кроме того, возникнет еще одна проблема - социальная. В Петербурге на обслуживании троллейбусов трудятся 3-4 тысячи человек, которым будет сложно переориентироваться на работу, например, с трамваями.
Отказ от троллейбусов также выглядит довольно странно в свете ранее озвученных планов городского правительства по развитию сети электротранспорта. С 2007-го года власти ежегодно закупали десятки новых троллейбусов, тратя на них по 300-600 млн рублей. В парк до 2012 года предполагалось закупить около 350 машин. Отмечалось, что в троллейбусном парке не должно остаться «рогатых» старше 20 лет, а их средняя скорость должна увеличиться на 30 %.
С другой стороны, не секрет, что с недавних пор у трамвая появился высокопоставленный лоббист — назначенный в прошлом году директор ГУП «Горэлектротранс» Денис Козлов. Ранее он исполнял обязанности директора компании «Надземный экспресс», созданной для реализации проекта легкого трамвая на юге города. В рамках проекта, который во время кризиса был заморожен, а позже трансформировался в легкорельс от Московского вокзала до Пулково, Козлов вел переговоры с итальянской компанией «Финмеканика». Предполагалось, что структура будет строить завод по выпуску современного подвижного состава под Петербургом. Но проект был бы не столь эффективным, если бы у города были планы только на одну линию до аэропорта. Не исключено, что замена троллейбусов трамваями заинтересует фирму как потенциальный рынок сбыта продукции.
Так или иначе, судьбу городского троллейбуса, по информации «Фонтанки», будут обсуждать в Смольном 15 апреля на специальном совещании у главы «транспортного цеха» - вице-губернатора Юрия Молчанова.
Известно, что Петербург является родиной отечественного троллейбуса. Впервые этот вид общественного транспорта создал в городе на Неве инженер Петр Фрезе еще в 1902 году. Ну а позже маршрут первого троллейбуса пролегал от нынешней площади Александра Невского до площади Труда. К 1941 году в Ленинграде протяженность линий этого транспорта составляла около 50 км. К 1990-м годам общая длина линий превышала 700 км, а парк насчитывал 1,3 тысячи единиц техники.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»