Наш читатель написал целую хвалебную оду этому автомобилю. И машина этого действительно заслуживает. Проезжает там, где другие не могут, чинится прямо на трассе, бензин – только самый дешевый.
– Про какую машину (марка, модель) вы хотите рассказать?
– «Нива» («ВАЗ-21213»).
– По каким критериям вы выбирали машину?
– По основному назначению и исходя из финансовых средств: из пункта А в пункт Б, в любое время года. Практичная машина, т. е. ничего лишнего, но есть возможность поставить допоборудование для себя. Для одного-двух человек используется 95 % времени, 5 % – для 3-4 человек. 50 % по городу и 30 % по разбитым дорогам в черте города и за пределами мегаполиса, зимой, по лужам (до 20-40 см), 20 % – вне асфальта (туризм, рыбалка). Как это ни удивительно, но в городе «Нива» чувствует себя комфортно – малые габариты, легкость парковки, скорость до 80-90 км/ч, актуальна даже на КАД, хорошая обзорность, высокая посадка, маневренность в пробках, малый радиус разворота, 92-й бензин. С 15-16-дюймовыми колесами легко едет по разбитым асфальтированным городским и областным дорогам, легко заезжает на бордюр (парковка на тротуаре разрешена согласно ПДД, если ТС не мешает пешеходам). Плюсы на внедорожье – малые свесы, короткая база, большие колеса, и, конечно, понижайка и блокировка являются преимуществом. Исходя из бюджета: «Нива» – самый дешевый внедорожник в мире. 34-летняя история производства этого автомобиля сродни такому же практичному «Гелендвагену», но ценовой сегмент у автомобилей совершенно разный. Еще одно преимущество «Нивы» в том, что ее можно дооборудовать всем, чем хочешь, исходя из собственных пожеланий и бюджета, при этом не переплачивая за «сервис»: начиная от внедорожной резины и заканчивая лифтом кузова, блокировками и установкой рамы, взамен лонжеронов. Очередное преимущество «Нивы» в том, что в случае поломки, ее можно устранить прямо на месте, не имея какого-либо технического образования, а, как известно, ломаются все автомобили без исключения. «Нива» ломается не чаще и не реже других авто, просто количество поломок пропорционально количеству предупредительных работ, сделанных хозяином машины. Когда у меня был ВАЗ-2107, за год я вложил в него 80 тысяч рублей, и при этом было отремонтировано все, включая подвеску, два ТО и ГТО, ОСАГО и даже заменен аккумулятор. Эта сумма показалась моим друзьям смешной: у одного «Ниссан Альмера» 2006 года, у другого «Сузуки Витара» 2008 года (замена колодок по кругу 15 тысяч в сервисе, а про подвеску я молчу). Если ездить по городу – «Нива» достаточно комфортна. Для тех, кто недоволен посадкой – авто проектировалось под среднестатистического коммуниста ростом 170 см. Можно поменять сиденье на любое другое за вполне бюджетные деньги. На трассе машина едет уверенно по разбитым дорогам, а на ровной дороге на любом автомобиле ехать комфортно. Скорость больше 80-100 км/ч неактуальна, особенно ночью: если увидел перед собой пешехода, будь уверен – он уже труп, так как машина остановится за ним, даже если среагировать вовремя – ближний свет фар заканчивается раньше, чем предполагаемое место остановки, а ухудшение дорожного покрытия только увеличивает тормозной путь и это актуально для любого автомобиля любого производителя, а прибор ночного видения изобрели задолго до того, как его внедрили на немецкие авто. Исходя из вышесказанного: если ездить преимущественно по РФ (даже по мегаполису), то скорость свыше разрешенных 90-110 км/ч не имеет смысла, пока не построят нормальные автобаны. Учитывая то, как проводят уборку зимой в Питере (в регионах тем более), – клиренс меньше 15 см просто недопустим, а исходя из того, что авто подбиралось для России, где плохо с качеством бензина – 92-й бензин оптимален, есть везде. Не вижу смысла постоянно возить еще две двери сзади и лишний кубометр воздуха, оправдываясь тем, что кому-то будет неудобно залезать на задние сиденья – пожилые и больные всегда спереди, молодежь сзади. А в основном я езжу или один, или вдвоем, и мне нет надобности проверять, закрыты ли двери – окна. Багажник? Для затаривания в магазине – хватает сполна (тем более, я не страдаю покупкой лишних продуктов и вещей), для поездки на дачу – опять же – есть багажник на крышу, прицеп в прокат можно взять. Не вижу смысла возить воздух в салоне.
– Как оцениваете внешние данные автомобиля, качество отделки салона?
– Внешний вид авто? Отлично! Изящные линии, плавный переход фар в крыло, обтекаемая форма кузова, стремительный внешний вид.... я мужик – меня другое возбуждает! Зачем это в обычном автомобиле? Вот скругленные формы, плавные линии – это присутствует в женщине, а «Нива» – это мужик – он прост и порой груб. «Нива» проста до умопомрачения: вертикальные линии кузова дают четкое понимание габаритов в любой ситуации (парковка, пробка, лес), горизонтальные плоскости кузова дают четкое понимание проходимости автомобиля там, где есть ограничение по высоте. Все остальное скруглено напильником, и это правильно – не тратишь время и деньги на сглаживание какой-нибудь вмятинки или царапинки. Никакого маникюра-педикюра и электрических бритв – только кусачки и механический станок! «Нива» – не для сюсюканья: надо проехать – едешь, задел? Ну и что? Ну, если любишь красивые блестяшки и обертки – заполируй или отремонтируй на ЛЮБОМ сервисе и не трать время на ерунду. Отделка салона?! Это паркетом, что ли? Паркета нет, дуба и прочих редких пальмовых деревьев тоже нет. Вот сборка – да, хромает, так а что удивляться: там, где иномарка едет 20 км/ч – «Нива» едет (не летит, а едет, т.е. управляется водителем) 40-70 км/ч. Конечно, от этого все будет со временем бренчать, так любая иномарка в таких условиях уже давно развалилась бы. Так что отделка салона – это, простите, для чистоплюев, которые пытаются оправдать вложенные в какой-нибудь паркетник полумиллионы или миллионы рублей. А в «Ниве» нет ничего лишнего, она для тех, кто не тратит время на всякие мелочи, салфетки, царапки, шпонки и прочее, а тратит основное время в пункте А и знает, что ему нужно в пункте Б! А дорога бывает непредсказуемой.
– Оцените ходовые качества автомобиля, его приемистость и динамику.
– По городу, где нормальный асфальт, едет, как и все: разгоняется, поворачивает и тормозит. До разрешенных 60 км/ч вообще нет никакой разницы между машинами. Из сотни стартовавших 90 едут одинаково (безопасная скорость – скорость потока), 10 приезжают к следующему светофору первыми, из них 1 обязательно влетит в столб или в одного из 90... Динамика в городе провоцирует. Опаздываете? Не торопитесь и не будете опаздывать. Лучше встать на 5 минут раньше, чем потом гнать по городу, пытаясь догнать те же 5 минут, чтобы не опоздать. Двигателя в 1,7 «Ниве» хватает для езды в потоке. За городом – да, не хватает мощности для динамичного обгона, ну так еще раз – «Нива» для тех, кто встает на 5 минут раньше, готовится заранее и готов к чему угодно, и ему не нужно рисковать и нагонять время. На любой дороге можно встретить караван тракторов, идущих 40 км/ч после знака «Обгон запрещен на протяжении 3 км». А если уж совсем невтерпеж (знаете, где клад зарыт), то «Нива» может обогнать и по обочине (напрямки через поле) – лучше в кювет улететь, чем в лобовую. Подушки безопасности, ну да – нет 5 звезд. Так, в ДТП скорость или 5-10 км/ч, как на парковке, и подушки в принципе не нужны (особенно, если вы в очках), а на трассе.... если бы звезды ставили за реальные ДТП, то надо бы складывать совокупную скорость встречных автомобилей, а это не 60 км/ч, а 150-200 км/ч, и звезды тут не помогут. Нет безопасных автомобилей в мире, нет «больше шансов выжить в иномарке», есть только «безопасные водители»! А тем, кто верит во что-то еще, проще: Бог дал – Бог взял.
– Оцените качество систем управления, эргономику вашего автомобиля.
– Малое количество приборов и основных (необходимых) систем, а также отсутствие лишних систем, делает управление автомобиля элементарным. Не надо отвлекаться на мелочи — а это безопасность. Мне нравится обычный трехрычажный подрулевой переключатель (дворники, фары, поворотники) – это классика, она почти исключает случайное срабатывание и удобна до автоматизма. Единственное, что неудобно — пепельница для курящих, но это не такая уж и проблема. Я до сих пор не понимаю, зачем нужна электрорегулировка зеркал? Водитель в большинстве случаев у автомобиля один, и платить за это деньги? Можно, если деньги девать некуда, а я на лишнюю тысячу (у меня такого не бывает) лучше в кино схожу с девушкой, подарок другу сделаю или бабушке на улице подам.
– Оцените экономичность.
– Экономичность я рассчитывал, исходя из: ежедневного расхода денег, ежемесячного, ежегодного на топливо и на запчасти. Ежедневно топливо ест, как и любой бензиновый двигатель, только современные едят 95/98, а «Нива» 92-й. То на то и выходит, а в провинции с 92-м проще. Про 98 вообще молчу. Соответственно, по деньгам получается довольно бюджетный вариант, исходя из 50 % на город, 30 % – на плохие дороги, режим стоп-старт и 20 % вне асфальта. По запчастям: ежегодно – замена масла в любом сервисе, а значит, дешевле, замена колодок в любом сервисе, и тоже дешевле, и так далее. Остается капитальный ремонт, замена подвески и, допустим, восстановление после ДТП (тьфу-тьфу-тьфу) – тоже дешевле! Ежемесячно – обычная замена мелочей вроде лампочек (при условии предупредительного сервиса). Ежедневно – это раз-два в году на трассе или в городе, когда отказывает то, что не заметили на сервисе (или дефект запчасти), тогда иномарки от одного миллиона вызывают эвакуатор и едут только в родной сервис, от полумиллиона и до миллиона – эвакуатор в ближайший сервис, до полумиллиона – пытаются отремонтироваться на трассе или вызывают эвакуатор. «Нива» же при поломке на трассе чинится в радиусе ближайшего... нет, не сервиса, а магазина запчастей, потому что любой продавец запчастей знает, куда ту или иную запчасть поставить. А запчастей для «Нивы» по всей стране очень много (еще одно преимущество перед «Гелендвагеном»). А в городе и подавно проблем с ремонтом нет, только позвони и приедут, починят прямо на месте, такого в России нет даже у европейских производителей. Резюмирую: в жизни «Нива» – экономичный автомобиль.
– Надежная ли это машина (если случались отказы в работе – пожалуйста, опишите)?
– Вчера запахло бензином, открыл капот: возвратный шланг прохудился и весь в бензине. Достал перочинный ножик, снял шланг, обрезал исхудавшую часть, поставил шланг на место и поехал дальше. Цена ремонта – 1 влажная салфетка. Время – нервы – 5 минут и 0 клеток. Естественный, износ деталей не является отказом в работе. Отказ в работе – это гидроудар на авто, который на третий день после покупки в автосалоне решил проехать по луже. С «Нивой» так не бывает: отказ, только если авто пытаются угробить или жадничают на предупредительной замене изношенных деталей. Так что автомобиль надежен, как молоток.
– Что нравится в автомобиле (опишите сильные стороны машины)?
– Все, куда ни посмотри – одни плюсы! Как-то запачкались фары, решил протереть, тряпки – салфетки не было, протер снежком – фара лопнула. ХА! – новая в сборе 500 рублей! Трещинка ё-моё, вот проблема. В жизни других дел хватает: семья, работа, бизнес, страна, история, природа. «Нива» – машина для тех, кто живет в жизни, а не для тех, кто живет в автомобиле!
– Что не нравится? Что бы вы посоветовали изменить в автомобиле?
– Хочется, чтобы к поставщикам комплектующих больше требований предъявлялось, но к самой машине у меня нет никаких претензий. Кто-то говорит, что фары плохо светят – купите еще 2, 4, 6, 8 и поставьте на бампер, только настройте их правильно. Кто-то говорит, что плохая динамика – можно поставить японский 2-литровый бензиновый двигатель со 140 л.с. с японской КПП, и что? Получите стреляющую со светофора «Ниву», только для ее коротких размеров это будет только минусом – скорее убьетесь, чем насладитесь. Кто-то говорит, что много бензина ест, так поставьте газ, купите велосипед. Кто-то говорит, что сзади тесно — конечно, тесно, а как вы хотели? За 300 тысяч купить полноприводный внедорожник, вместительностью с автобус, багажником, как у фуры, расходом бензина, как у ласточки, и ценой владения, как у шариковой ручки?! Простите, а вы не жмот? Пять человек не в каждой иномарке до миллиона удобно размещаются, а вы хотите этого от автомобиля, который проектировался в лучшем случае для семьи из 4 человек. Ржавеет – нет, «Нива» не ржавеет. Это ее пожирает жадность производителя металла. Не хватает кондиционера? Можно поставить, как и ГУР, только в Питере 50 % времени осадки, и лето не настолько жаркое. Вот печка куда важнее в этой стране, а печка в «Ниве» – если вы не сидели в «Ниве» с работающей печкой, значит, вы вообще никогда не знали, что такое печка. Шумит? Я сначала считал это недостатком, думал сделать шумоизоляцию, но потом понял – это не шум, это звуковой экран от посторонних звуков, нервов, разговоров на работе, на улице, в пробке. Мешает шум? Можно поставить шумку. Скажете – постоянно нужно доделывать что-то? Так это же хорошо: вы делаете автомобиль для себя, вы не платите 3-5 тысяч за коврики в салоне и получаете то, что вам нужно, а не тому продавцу в том салоне!
– Чего лично вам в нем не хватает?
– Отдельного дома на 200 кв.м. и участка в несколько гектар, а если серьезно: лучше «Нивы» за такие деньги только «Нива», которая умеет летать, но такая «Нива»-вертоплан уже не будет той «Нивой», которая может проехать там, где не могут проехать другие, а некоторые даже и не думают там ехать.
– Вы уже знаете, каким будет ваш следующий автомобиль?
– Только если в следующей жизни и в будущем.... Да и то, скорее всего, куплю какой-нибудь старенький раритет, например «Ниву».
Всех благ и ни гвоздя, ни жезла!
Оцените машину по 10-балльной шкале по следующим критериям:
10 – характеристики (эксплуатационные качeства)
10 – внешний вид
10 – комфорт (одна прыгучесть чего стоит)
[Тестдрайв: АвтоВАЗ ВАЗ 2121 "Нива"] Нива: Из пункта А в пункт Б, в любое время года
ПО ТЕМЕ