Фаллос, нарисованный на Литейном мосту арт-группой «Война», заработал почти полмиллиона рублей, удостоившись главного приза конкурса «Инновация», проводимого при поддержке Минкульта. Инициатор выдвижения «Х...я в плену у ФСБ» на получение госпремии арт-директор Калининградского филиала Государственного центра современного искусства Евгений Уманский полагает, что «современное искусство занимается созданием новых смыслов и дает возможность зрителю думать по-другому». А вот глава комитета по культуре Петербурга Антон Губанков считает, что это означает — мы слегка заблудились.
Церемония награждения прошла накануне в московском выставочном центре "Гараж".
«Когда в зале объявили о том, что лучшим произведением визуального искусства в минувшем году стала ваша акция, весь зал скандировал: «Х...й! Х...й!», - цитируют журналиста портала «Соль» Сергея Хакимова активисты «Войны».
Как отмечает «Газета.ру», глава Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин в начале церемонии "вышел на сцену с лицом камикадзе и сообщил, что "наш конкурс является не вполне государственным". "С этим тезисом мог бы поспорить Минкульт РФ, но станет ли делать это явственным для публики образом, еще вопрос", - добавляет издание.
Сами члены «Войны» комментируют получение премии, весьма скупо: говорят, что «живут безбл..дно», деньги перечислят политзаключенным, проводят конкурс на лучшее стихотворение о «Х..е в плену у ФСБ», обещают выпустить книгу стихов, а настоящей инновацией считают другую свою акцию - «Курицу - в п...зду».
"В нашем государстве для художников, которые занимаются социальными и политическими вопросами, своя премия. Мы номинированы на госпремию в виде уголовного дела, по которому нам светит до 7 лет. Премия "Инновация" – это уже вторичная и малозначимая вещь", – так прокомментировал «признание» в эфире одной из радиостанций лидер арт-группы Леонид Николаев (более известный как Лёня Е...нутый).
Обеими руками за «Войну» петербургский историк и тележурналист Лев Лурье, который считает, что Минкульт своим решением доказал, что «Россия не погибла». «Значит, русское искусство будет жить!» - не скрывает своего оптимизма он. Лурье, по его признанию, нравятся почти все перфомансы эпатажной арт-группы, кроме, разумеется, уринотерапии омоновцев, когда на последней акции в защиту свободы собраний 31 марта активисты атаковали будущих полицейских бутылками с мочой. «Очень неплохая акция была с переворачиванием милицейских автомобилей, хотя и рискованная. Что касается обливания мочой, то это, на мой взгляд, довольно глупо», - заметил он.
С меньшим оптимизмом после побед подобных «Х..ю в плену у ФСБ» работ смотрит на будущее русского искусства скульптор, председатель правления петербургского Союза художников России Альберт Чаркин – у него отношение к «Войне» «исключительно отрицательное». «Ну и Бог с ними. Какое же это искусство? Если такие акции являются человеческой нормой, то это плохо», - отмахнулся он.
Член комиссии по образованию, культуре и науке ЗакСа Елена Бабич считает, что жюри ошиблось с номинацией — настоящего признания, по ее мнению, заслуживают «цирковые способности» активистов «Войны», которые ухитрились без страховки «распылить краску из балончика». «Ну, вот на заборах некоторые тоже очень художественно рисуют... Но их почему-то никто не награждает, - задумчиво произнесла депутат. - Недавно мы сделали ремонт в подъезде, сразу после этого кто-то нарисовал на свежеокрашенной стене то же самое, что и те ребята на мосту, ничуть не хуже. Однако никто не расценил рисунок в качестве произведения искусства, а нам пришлось закрашивать».
А если серьезно, продолжает Бабич, то акция стала «оценкой деятельности ФСБ», ведь у них «под носом — на особо охраняемом объекте», коим является мост, нарисовали фаллос.
Примечательно, что некоторые наблюдатели, оспаривая справедливость решения жюри, в состав которого вошли главный хранитель и руководитель департамента искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, куратор Основного проекта Московской биеннале Петер Вайбель, искусствовед и куратор Екатерина Деготь, искусствовед и куратор Андрей Ерофеев, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, утверждают, что члены «Войны», будучи не в состоянии создать шедевр подобный «Джоконде» Леонардо да Винчи, пошли по пути наименьшего сопротивления — эпатажа и провокации.
Инициатор выдвижения фаллоса на Литейном на госпремию Евгений Уманский с такой оценкой не согласен, напоминая, что ни Малевич, ни Дюшан «Мону Лизу» не рисовали. «Концептуализм сам по себе требует не рисования, а идеи, - возражает он. - Современное искусство уже давно не занимается исключительно файн-артом и изображением. Оно нацелено на создание новых смыслов и дает возможность зрителю думать по-другому».
Примечательно, что акция «Войны» уже цитируется в других «произведениях искусства». Так рэпер Noize FM в июле прошлого года разместил в Интернете скандальный видеоклип, в котором указывал, «куда власть должна держать курс». «О том, куда власть должна держать курс, было написано на Литейном мосту», – заключает он, намекая на акцию «Войны».
«Фонтанка» задалась вопросом: значит ли, что присудив арт-группе госпремию, российская власть согласилась с указанным направлением и, памятуя о христианских заповедях, подставила вторую щеку.
«Нет, - снова возражает Уманский. - Она, скорее, съела это. Ряд художников и кураторов отстояли «Войну» - в противном случае она была бы выведена из участников номинации. Если бы власть не дала премию, все сообщество отвернулось бы от государственных институтов, которые занимаются современным искусством».
Что касается нашумевшей и крайне спорной последней уриноакции войны, то Уманский соглашается, что прикрываться собственным ребенком Воротникову не следовало (это «позиция революционера, а не человека — ради идеи он готов жертвовать собственным ребенком»), однако поясняет, что задача «Войны» заключалась не в том, чтобы самим пройти по улицам, а «включить аудиторию, наблюдавшую за шествием, в это событие».
«В этом смысле провокативные действия Николаева и других участников похода понятны, - говорит художник. - Была цель немного задраться для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, создать провокативное действие, чтобы люди задумались над проблемой... Неважно, где конкретно все это происходит, ведь записи выкладываются в интернет и их смотрят миллионы».
Получение арт-группой «Война» госпремии за акцию «Х...й в плену у ФСБ!» глава комитета по культуре Антон Губанков считает «результатом отсутствия системной поддержки со стороны государства актуального искусства, отсутствия внятной политики в сфере культуры».
«И, как следствие – невыработанности критериев оценки эстетических экспериментов, - заявил он «Фонтанке». - В результате дело дошло до того, что мы не видим грани между радикальным актуальным искусством и откровенным социальным эпатажем».
Он также напомнил, что Петербург «активно поддерживает актуальное искусство». «Мы надеемся, что в следующем году в бюджете города появится отдельная целевая строка», - добавил он. Чиновник призвал не поддаваться на провокации. «Нужно обдуманно, методично вырабатывать новую культурную политику России», - резюмировал Губанков.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"