Прокуратура Цюриха (Швейцария) возбудила уголовное дело по факту хищения денег пропавшего 2 года назад в Петербурге миллионера Алексея Захаренко. Речь идет о сумме, которую Захаренко незадолго до исчезновения перевёл в небольшой частный банк «Wegelin&Co». В центре интереса швейцарских спецслужб может оказаться не только бизнесмен Ниссим Дегалдетти, недавно арестованный в Израиле с аналогичным обвинением, но и президент Совета по сотрудничеству «Швейцария-Россия» Вернер Штауффахер.
Швейцарская прокуратура справится сама
О возбуждении уголовного дела прокуратурой Швейцарии "Фонтанке" сообщил доверенный управляющий имуществом пропавшего бизнесмена Юрий Соловьев. По его словам, данное дело возбуждено по заявлению, направленному некоторое время назад им и его швейцарским партнером в прокуратуру Цюриха. Речь идёт о средствах, которые находились на личных счетах Алексея Захаренко, и о счетах принадлежавших ему коммерческих структур.
При этом называть сумму, пропавшую со счетов Алексея Захаренко в Швейцарии, Юрий Соловьев отказался, ссылаясь на необходимость предоставить швейцарским правоохранительным органам возможность спокойно разобраться в ситуации. Сказал лишь, что деньги пропали почти сразу после того, как Захаренко исчез, а его израильский бизнес-партнер Ниссим Дегалдетти заявил о наличии у него доверенности, якобы выданной миллионером ему незадолго до пропажи.
По словам Юрия Соловьёва, пока рано говорить о наличии прямой взаимосвязи между пропажей денег Захаренко в Швейцарии и хищением его имущества в Израиле, в котором, как следует из информации журналистов израильского портала www.izrus.co.il, сотрудники подразделения "Лахав 433" отдела расследований международных преступлений (ЯХБАЛ) обвиняют Ниссима Дегелдетти. Но доверенный управляющий при этом заметил, что сотрудники швейцарских спецслужб действуют автономно — Юрию Соловьеву не известно о том, чтобы швейцарские силовики проводили совместные консультации со своими израильскими или российскими коллегами.
Также обращает внимание одно обстоятельство: российские правоохранительные органы не имеют к Ниссиму Дегалдетти никаких претензий. Создаётся впечатление, что он и не предпринимал на территории России попыток использовать безотзывную генеральную доверенность, дающую ему возможность управлять всем имуществом Захаренко, которую тот якобы выдал ему в Петербурге. И которую, напомним, «живьём» никто не видел — в материалах возбужденного по факту пропажи Захаренко уголовного дела имеется лишь ксерокопия этой доверенности, и лишь ксерокопия фигурирует в материалах гражданских судебных дел, в которых участвуют представители Захаренко и господин Дегалдетти.
Загадочный «Wegelin»
Про финансовые интересы Алексея Захаренко в Швейцарии известно крайне немного со слов его друзей и бизнес-партнёров, с которыми, по-видимому, он был не до конца откровенен в вопросах, касавшихся его личных финансовых проектов. Но именно «швейцарская» часть этой истории представляется наиболее загадочной.
По сведениям «Фонтанки», сразу после исчезновения Алексея у него на столе были обнаружены два комплекта весьма любопытных документов. Во-первых, это был договор доверительного управления, который Алексей Захаренко и Ниссим Дегалдетти подписали в конце апреля 2009 года. Согласно нему, Ниссиму передавались во владение половина акций компании «Zakharenko Holding LTD». Рядом с договором находилась «платёжка» из швейцарского банка «Swiss Credit» (где Захаренко, по словам его друзей, хранил свои сбережения). На «платёжке» рукой Захаренко была изложена просьба о переводе почти 10 миллионов долларов на расчётный счёт израильского банка «Hapoalim BM» (Тель-Авив) предположительно в рамках этого договора. Во-вторых, на столе у Захаренко был обнаружен ещё один документ швейцарского банка «Swiss Credit», где также его рукой излагалась просьба продать все его инвестиции (кроме некой компании «Фокус Леа»), которыми управлял данный банк, и перевести вырученные деньги в небольшой частный швейцарский банк «Wegelin&Co» (расположен в Сант-Галене). Говорят, именно из банка «Wegelin&Co» и пропали те деньги Алексея Захаренко, по факту хищения которых прокуратура Цюриха возбудила уголовное дело.
О том, какая именно сумма оставалась в «Wegelin&Co», нам, к сожалению, выяснить пока не удалось. Но и данная интрига — не самая главная в «швейцарской» части этой детективной истории.
Кавалер медали Пушкина
Один раз Ниссим Дегалдетти озвучил свои намерения воспользоваться подозрительной доверенностью, якобы полученной им от Алексея Захаренко, на территории России. Это произошло в декабре 2009 года и, что теперь особенно любопытно, имело «швейцарские» корни.
Тогда известный петербургский адвокат Евгений Тонков, представляющий в России интересы господина Дегалдетти, заявил «Фонтанке» о планах своего доверителя консолидировать все, что принадлежало Захаренко, в одну коммерческую структуру. При этом речь шла не только о долях в фирмах и недвижимости, но и о банковских вкладах, долгах, оставшихся у кого-то перед Захаренко, и даже об имуществе, которое пропавший регистрировал на доверенных лиц.
Евгений Тонков действовал тогда на основании поручения и доверенности, полученных им от гражданина Швейцарии Фабио Бончиани, который в свою очередь, по словам Тонкова, выполнял поручение швейцарского адвоката Вернера Штауффахера и самой одиозной фигуры в этой истории — израильского бизнесмена Ниссима Дегалдетти. Господин Штауффахер якобы заключил договор на представление интересов Алексея Захаренко в Швейцарии с ним самим за несколько месяцев до его исчезновения.
Сегодня Евгений Тонков заявил «Фонтанке», что эти планы так и не были реализованы - в конце 2010 года взаимоотношения между Ниссимом Дегалдетти и Фабио Бончиани прекратились, в связи с чем Бончиани просил его не предпринимать никаких действий в рамках их соглашения, хотя формально оно не расторгнуто. О причинах прекращения сотрудничества между Дегалдетти и Бончиани Евгений Тонков предпочёл не говорить.
Но сам факт появления в сфере интересов Алексея Захаренко такой фигуры как Вернер Штауффахер придаёт всей истории некий политический контекст.
Вернер Штауффахер — не только один из самых популярных швейцарских адвокатов. Он уже давно является президентом Совета по сотрудничеству «Швейцария-Россия», в заседаниях которого участвуют самые высокопоставленные персоны обоих государств. Более того, указом президента РФ Дмитрия Медведева от 19 ноября 2009 года Вернер Штауффахер стал первым швейцарцем, удостоенным медали Пушкина. Государственная награда Российской Федерации была присвоена ему за большой вклад в распространение и популяризацию русского языка и русской культуры за рубежом.
Получается, что этот уважаемый человек содействовал Ниссиму Дегалдетти в поиске адвоката в России для получения последним контроля над имуществом пропавшего Алексея Захаренко.
Справка:
Алексей Захаренко пропал около 11.00 утра 4 августа 2009 года. Это произошло при совершенно непонятных обстоятельствах в центре города, вероятно, при большом количестве свидетелей. В связи с этим можно предположить, что бизнесмена похитили, инсценировав милицейское задержание.
На следующий день была обнаружена машина Захаренко, благодаря установленной в ней системе спутниковой навигации. По факту исчезновения бизнесмена возбуждено уголовное дело по 105-й статье Уголовного кодекса - «убийство».
Позже выяснилось, что основной бизнес у Алексея Захаренко был сосредоточен в Израиле и в Швейцарии, причём, речь шла о достаточно крупных коммерческих проектах: приобретении брокерской компании, строительстве отеля. Более того, незадолго до исчезновения Алексей Захаренко практически обнулил свои счета в одном из швейцарских банков.
Через несколько дней после исчезновения бизнесмена его израильский бизнес-партнер Ниссим Дегалдети заявил о том, что Захаренко оставил ему доверенность на право распоряжаться всем своим имуществом.
Константин Шмелёв, для «Фонтанки.ру»