В кинотеатрах появился фильм Грега Моттолы «Пол», имеющий в русском прокате игривый подзаголовок «Секретный материальчик»: очередной бенефис дуэта Саймона Пегга и Ника Фроста, что уже о многом говорит.
Тому, кто видел «Зомби по имени Шон» и «Типа крутых легавых», не нужно объяснять, что при всех заслугах режиссер Грег Моттола, автор «Суперперцев» и «Парка культуры и отдыха», здесь отодвинут на второй план сценаристами – неразлучной парочкой Пегг-Фрост. Их сценарий – абсолютно самоигральный, и кто его будет оформлять (а больше ничего и не требуется) – Моттола, Иньярриту или Звягинцев, – не суть важно.
Два помешанных на комиксах британских гика – соответственно, герои Фроста и Пега – приезжают в Штаты на съезд комиксистов всех мастей. А получив там свой заряд положительных эмоций, отправляются по местам межгалактической славы, ставшие туристическими маршрутами – в штат Вайоминг, где в каждой закусочной торгуют сувенирами с изображениями инопланетян. Гуманоиды не заставляют себя долго ждать, и на ночной дороге парочка подбирает натурального пришельца по имени Пол, за которым гоняется ФБР, чтобы «вырезать ему мозг». А Пол при этом – вполне симпатичное существо с замашками трудного подростка: сыплет шутками ниже пояса, курит дурь, одним словом, как в такого не влюбиться?
Чтобы найти место «Полу» в фильмографии Пегга с Фростом, нужно иметь в виду две вещи: во-первых, это правда их первый крупнобюджетный проект, во-вторых, первый снятый без прежнего соавтора – Эдгара Райта. В остальном парочка великовозрастных придурков, эдакие британские Бивис и Баттхед, только переростки, идет по своему любимому пути: снимают пародию на всеми любимый жанр, по большому счету, не выходя за его рамки. Только вот в чем проблема: раньше легкости существования в заданных обстоятельствах им хватало, чтобы пародия была достаточно тонкой. А главное – рождала не самые банальные смыслы. В «Зомби по имени Шон» эта пародия прогрессировала в историю про то, что в общем между обывателем и зомби разница куда меньше, чем могло бы показаться, и потому живые мертвецы совсем не так страшны, как их малюют. В «Типа крутых легавых» пародия на полицейский фильм вообще вырастала в первоклассную социальную сатиру. Здесь же, в «Поле», дело ограничивается рамками не слишком обидных (это еще художники на Невском называют «дружеским шаржем») шуток над такими вот странными инопланетянами и такой странной (для англичанина, конечно) страной Америкой.
Но увлечение эпигонством тут сильнее любых шуток про разницу Штатов и Британии. Ну да, эпигонство вполне продуманное: есть и игравшая в «Секретных материалах» Блайт Дэннер в роли хозяйки похищенной Полом собачки («Агента Малдера я придумал» – не упускает возможности похвастаться Пол), и финальное явление Сигурни Уивер (вполне логично – «Чужие» всё-таки) в роли всесильной спецслужбистки. Искренней и нежной любви к «Секретным материалам» тут куда больше, чем чего бы то ни было другого. Винить в том, что поклонников прошлого творчества Пегга и Фроста «Пол» разочарует и лишь подростков в меру позабавит, нужно никак не звериную киноиндустрию, испортившую большими бюджетами таких талантливых парней, а только любовь к выбранной для насмешки темы. А значит, не всё еще потеряно.
Иван Чувиляев
«Фонтанка.ру»
Фото: Universal Pictures.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»