Передвижные торговые точки, продающие в Петербурге в розницу хлебобулочные изделия, молочную, мясную и рыбную продукцию, по мнению чиновников, должны были стать цивилизованной альтернативой ларьков. Однако не все владельцы убирают автолавки с улиц города на ночь, по сути, превращая автомобили в стационарные торговые точки.
Массово автолавки стали появляться на улицах Петербурга с 2009 года, когда городское правительство упростило размещение передвижных средств торговли. С тех пор бизнесмены сами выбирают места для своих магазинов на колесах. Как заявили в КЭРППиТе, лимит количества автолавок не предусмотрен, однако предприниматели считают, что все «лакомые» места уже поделены, и новым игрокам будет крайне сложно выйти на этот рынок. В поисках новых точек сбыта своей продукции бизнесмены отправляются в пригороды. Среди приоритетных направлений Пушкин, Павловск, Гатчина, а также крупные садовые кооперативы.
Для предпринимателей, успевших застолбить удачное место с высокой проходимостью, передвижные торговые точки стали своего рода «золотой жилой», их преимущества и экономическая обоснованность неоспоримы – не нужны подключения к канализации и к электроэнергии. Проще всего торговцам молоком, если цистерна стоит в людном месте, то может ежедневно приносить до 5 тыс. рублей чистой прибыли в день.
ООО «Буше» сделало ставку на импортные автомобили стоимостью около 3 млн рублей, «Балт-Хлеб» - на отечественные «Газели», цена которых порядка 400 тыс. В итоге и те, и другие увеличили объем производимой продукции и получили возможность мгновенно получать отзывы о линейке товаров. Как говорит директор по маркетингу сети пекарен-кондитерских "Буше" Ирина Жук, в магазинах на колесах представлен практически весь ассортимент производимой продукции: «Хлебобулочные изделия должны быть свежими, поэтому автолавки ежедневно заезжают на базы, чтобы загрузиться новыми товарами».
У торговцев мясом другая специфика. По словам менеджмента «Великолукского мясокомбината», по сравнению со стационарными точками у магазинов на колесах есть существенные ограничения в ассортименте. Например, в фургонах нельзя продавать парное мясо, также конструкция не предполагает использования холодильника глубокой заморозки. Генеральный директор ООО ПК "Петербурженка" (мясные и колбасные изделия), напротив, в работе автоприлавков видит только плюсы: «Сегодня предприятию принадлежит 23 магазина на колесах. Я не плачу за вход, как в торговых сетях, могу выложить все 160 наименований продукции, есть возможность поставить передвижной прилавок там, где впоследствии планируется открытие стационарного магазина».
Бизнесмены, торгующие мясом, признают, что им нет смысла убирать автолавки с улиц на ночь. Гораздо выгоднее не «гонять» каждый день машины на базу, а подвозить продукцию постепенно. «Мы меняем место стоянки машины, когда нужно провести акцию или поучаствовать в празднике», - говорят предприниматели. Однако ставить автолавку «на прикол» противозаконно. «Организации-производители предупреждены о необходимости убирать автолавки в ночное время и очищать прилегающую территорию от образовавшегося мусора, однако КЭРППиТ не наделен полномочиями по контролю за размещением передвижных торговых точек. Принятие мер по фактам торговли в неустановленных местах находится в компетенции администраций районов Санкт-Петербурга и органов внутренних дел», - говорит главный специалист отдела по связям со СМИ КЭРППиТ Александр Алексеев.
Существует целый список запрещенных для торговли зон, куда, в том числе, вошли и территории скверов, садов и парков, газонов, детских и спортивных площадок. Но горожане неоднократно замечали автолавки, незаконно торгующие на этих запретных территориях. Например, о подобных нарушениях сигнализировали прессе жители Приморского, Петроградского и Красносельского районов. По мнению петербуржцев, со временем автолавки ничем не будут отличаться от ларьков 90-х годов. Жители возмущены появлением нелегальных продавцов с колес, которые в основном торгуют овощами и фруктами и бытовой химией. Нарушение законодательства и присутствие на улицах нелегалов признают и администрации районов, и профильный комитет. Однако районные власти будут принимать активные действия только после письменных заявлений граждан.
Владимир Орехов, «Фонтанка.ру»