Россию и Финляндию связывают давние и очень прочные отношения. Наши страны сотрудничают по самым разным направлениям, в том числе и в сфере экологии. И результаты здесь весьма впечатляющие: в Петербурге на сегодняшний момент очищается 93 процента всех сточных вод. Об этом и о многом другом корреспонденты «МК» в Питере» говорили с Генеральным консулом Олли Перхеэнтупой накануне открытия в нашем городе Международного экологического форума и Дня Балтийского моря
— Каких успехов Россия достигла в сфере экологии за последнее время?
— Огромных! Совсем недавно была запущена третья очередь Северного коллектора. Сейчас 93 процента сточных вод в городе очищается. Большинство больших городов в Европе сегодня не имеют таких впечатляющих показателей! А в феврале в Петербурге открылся образовательный центр Water management education centre, посвященный водопользованию. Это очень важный шаг вперед. На открытии присутствовал представитель Министерства регионального развития и директор Агентства по окружающей среде Европейского союза. Этим летом одновременно с Петербургским экономическим форумом мы будем отмечать десятилетие Партнерства по окружающей среде. Достигнуты потрясающие показатели — а ведь прошло всего 10 лет, это тот срок, за которой в любой стране тяжело достичь серьезных результатов. Город получил очистные сооружения лучше, чем в других городах Европы. Водоканал Петербурга — самый важный наш партнер в России вообще. Наша страна очень гордится, что Северная Венеция достигла столь впечатляющих результатов.
— А что в этом году ожидает Генеральное консульство?
— Мы построили новейший центр по выдаче виз. В прошлом году мы выдали более 750 тысяч виз здесь, а в целом по Финляндии — более 1 миллиона! Это огромная цифра. Открытие визового центра — это очень важное событие. Теперь получить финскую визу стало гораздо проще и быстрее. Время ожидания будет не более 15 минут, а срок выдачи — всего 10 дней. Да, услуга стоит 21 евро, но зато это очень удобно. Вообще, хотел бы отметить все возрастающий интерес петербуржцев к Финляндии. Например, в 2005 году мы оформили 233 тысячи виз, а в прошлом году — 751 тысячу. Чувствуете разницу? А количество сотрудников консульства не увеличилось. Это технически тяжело, поэтому-то и большие очереди. Но сейчас все изменится. В новом центре будет несколько десятков окон по приему заявлений на визу. Наше консульство, кстати, будет продолжать выдавать визы — в основном это будет касаться официальных организаций, но и частных лиц тоже. Они смогут забронировать время через Интернет и сами привезти свои документы сюда. В целом мы прогнозируем увеличение количества выданных виз на 30 процентов в 2011 году.
— Под каким девизом для вас прошел предыдущий год?
— Этот год прошел под знаком стабильности и сотрудничества. Россия всегда играла и будет играть для нас очень большую роль. У Финляндии в мире 3 главных торговых партнера — Германия, Швеция и Россия. Сейчас ваша страна на третьем месте, а вот раньше была на первом. Через год, я уверен, Россия снова станет лидером. Тут еще нужно учитывать тот факт, что между Германией, Швецией и Финляндией вообще нет никаких таможенных барьеров — мы в едином таможенном союзе. И все равно Россия входит в тройку! Нужно не останавливаться на достигнутом, а обязательно уменьшать эти препоны, эти таможенные барьеры. В декабре прошлого годы мы отметили 90-летие дипломатических отношений между нашими странами. Мы, как и пристало хорошим соседям, всегда помогали друг другу. Именно специалисты из Советского Союза построили нам 2 атомные электростанции. Сейчас есть общий совместный рынок электроэнергии северных стран. Мы активно участвуем в этом процессе. Электричество подается по подводным кабелям в Швецию и Норвегию.
— А как себя сейчас чувствуют финские строительные компании в Петербурге?
— Превосходно. В вашем городе работают 4 крупные финские строительные компании: SRV, которая строит торговые центры, YIT (строит квартиры), Lemminka..inen и NCC. Каждая из этих компаний использует новейшие достижения в области строительства, ставя во главу угла экологическую чистоту. И вот тут мы сталкиваемся с определенным комплексом проблем. Дело в том, что в России устарели нормы строительства. И эти старые советские нормы очень сильно препятствуют современному строительству. Требуется собрать очень много разрешений и согласований. Это бумажная волокита: в каждом отдельном случае нужно получать разрешения из Москвы. Сейчас мы пытаемся решить этот вопрос, ведем конструктивный диалог с администрацией города. Премьер-министры России и Финляндии регулярно встречаются — 2 раза в год. Мы постараемся вынести вопросы, связанные со старыми строительными нормами, на повестку дня.
— Что вы скажете насчет «Аллегро»? Путешествовали ли вы сами на этом поезде?
— Самое важное здесь — скорость и короткое время в пути. Это очень удобно, значительно лучше, чем было в «Сибелиусе» или в «Репине». Лично мне давно надоело тратить столько времени на дорогу. Кстати говоря, летом, когда пассажиропоток увеличится, будут запущены 4 дополнительных поезда — 2 туда и 2 обратно. Да, есть определенные недостатки — немножко тесновато в вагоне, мало места для чемоданов и другой ручной клади, нет специального отделения для животных. Но главное — скорость, а этот показатель на высоте. Говорят, что меню в вагоне-ресторане очень хорошее, представлены как русские, так и финские блюда. Таможенники работают на основе анализа риска, они не проверяют всех подряд, а выборочно. Отмечу, что русские таможенники сейчас стали гораздо вежливее и приветливее, чем раньше. Это лично меня очень радует. Все таможенные процедуры проходят непосредственно в поезде. Я очень многого ожидаю от «Аллегро». Пассажиров будет становиться все больше и больше, это совершенно очевидно. Дорога между двумя городами теперь занимает 3,5 часа вместо 6.
— Какие перспективы во взаимоотношениях между Россией и Финляндией вы можете отметить?
— Сотрудничество будет продолжаться. В октябре открылось паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки по линии Петербург — Хельсинки — Антверпен — Бильбао. Первый рейс состоялся 19 октября. По прогнозам, к 2014 году пассажиропоток между Петербургом и Финляндией увеличится в 2 раза. Отдельно отмечу и компанию «Нокиа Тайерс», которая на заводе во Всеволожске уже производит больше шин, чем в самой Финляндии, и даже экспортирует их к нам. Она создает своим работникам очень хорошие условия — высокую заработную плату, социальные гарантии, квартиры и так далее. А город Сало недалеко от Турку, где располагается головной завод «Нокиа», — это самый русский город в Финляндии.