На судне «CMA CGM Volga», которое уже три недели стоит без движения во льдах Финского залива, возникла критическая ситуация: у экипажа заканчивается продовольствие и топливо, а из-за поломки винтов корабль практически не может двигаться самостоятельно. Ледокол сможет завести его в порт только через два дня, так что в случае ухудшения положения морякам остается лишь передать в эфир сигнал SOS.
Судно «CMA CGM Volga», принадлежащее французской компании CMA CGM, направлялось в петербургский порт и прибыло в Финский залив из Антверпена еще 27 февраля. Однако, как стало известно «Фонтанке», при заходе в залив у него сломались винты, из-за чего в настоящее время он может двигаться лишь на малом ходу, при том, что, согласно данным навигационного сайта Marintraffic.com, его максимальная скорость – 14-15 узлов.
Как объяснили «Фонтанке» в штабе ледокольных операций администрации Большого порта Санкт-Петербург, к «CMA CGM Volga» не был направлен ледокол, так как после поломки он может двигаться лишь со скоростью в 3-5 узлов, а это значит, что его проводка займет значительное время. «Нам некогда такими заниматься», – заметил собеседник «Фонтанки».
В результате судно со сломанными винтами уже 3 недели стоит во льдах Финского залива. В петербургском представительстве CMA CGМ сказали, что не могут комментировать эту ситуацию без санкции головного офиса компании в Марселе. Однако подробности этой критической ситуации «Фонтанке» рассказали в петербургской компании, чьи контейнеры сейчас находятся на борту судна.
По словам сотрудника компании, на судне уже практически закончились продовольствие и вода. Более того: там заканчиваются запасы топлива, то есть в ближайшее время «CMA CGM Volga» может остаться без отопления и электричества. В штабе ледокольных операций подтвердили, что экипаж испытывает такие проблемы. Однако, как уже писала «Фонтанка», позиция администрации Большого порта Санкт-Петербург в таких случаях предельно жесткая – отсутствие продовольствия или топлива не является основанием для того, чтобы судну срочно бросили на помощь ледокол.
Отметим, что, по данным нашего издания, на борту судна есть контейнеры со скоропортящимися продуктами, то есть, согласно распространенному ранее информационному письму капитана Большого порта, «CMA CGM Volga» все-таки имеет приоритетное право на ледовую проводку, и его нужно вести в порт в первоочередном порядке.
Еще в середине февраля, вместе с наступлением тяжелой ледовой ситуации, администрация предупредила судовладельцев, что суда, идущие в порты Финского залива, должны иметь запасы топлива, воды и продовольствия как минимум на 20 суток больше, нежели им требуется в обычное время. Из-за этого, например, как рассказал 14 марта на ледовом совещании капитан Большого порта Петр Паринов, капитаны нескольких сухогрузов, поняв, что запасы закончатся раньше, нежели ледокол доведет их до порта, ушли на разгрузку или пополнение запасов в Таллин.
Однако судя по всему, «CMA CGM Volga» дойти до Таллина уже не может, так что положение его экипажа можно считать плачевным. Как рассказали в администрации Большого порта Санкт-Петербург, положение частично спас вертолет пограничной службы, который доставил морякам продовольствие. Однако для доставки серьезных запасов к судну должен подойти ледокол, но при этом, согласно действующему законодательству, при передаче каких-либо грузов с корабля на корабль в приграничной зоне должны присутствовать представители пограничной и таможенной служб, а это не так просто.
Если ситуация не изменится в ближайшее время, то, как говорят некоторые представители отрасли, экипажу впору будет объявлять сигнал SOS. Как заверили «Фонтанку» в Морском спасательно-координационном центре, если такой сигнал поступит, специалисты ведомства эвакуируют с корабля моряков, причем – совершенно бесплатно.
Спасение имущества является платной услугой, и занимается этим ФГУП «Балтийское аварийно-спасательное управление». Правда, в самом управлении сказали, что цена операции зависит от множества факторов, и назвать, во сколько может обойтись помощь «CMA CGM Volga», затруднились. Любопытно также, что, по словам заместителя председателя Ассоциации поисково-спасательной техники и технологий Сергея Губкина, в большинстве случаев контракт на такие работы заключается уже постфактум, после операции спасения.
Правда, до крайних мер дело, скорее всего, не дойдет: в штабе ледокольных операций заверили, что через два дня ледокол отбуксирует «CMA CGM Volga» в петербургский порт.
Кстати, «CMA CGM Volga» – не единственное судно, у которого случилась поломка прямо во льдах Финского залива. Как рассказали в компании «Контейнершипс Санкт-Петербург», 12 марта у ее судна «Контейнершип-7» сломался двигатель. Ремонтировали его собственными силами в течение трех дней с 13 по 15 марта, а затем оно благополучно зашло в петербургский порт.
Справка:
Согласно данным штаба ледокольных операций, по состоянию на сегодняшнее утро ледокольной помощи в Финском заливе ожидали 113 судов, из них в движении находились лишь 12. При этом, как прогнозирует администрация Большого порта Санкт-Петербург, до конца марта ситуация кардинальным образом не изменится. Причем некоторые из них ждут помощи ледоколов с начала марта.
Андрей Захаров,
Фонтанка.ру