«13-я квитанция» вновь залезла в кошельки к петербуржцам – на этот раз к тем, кто получает из городского бюджета субсидию на оплату коммунальных услуг. Те из них, кто решил не платить за «аномально холодную зиму», не получили субсидию за февраль. Как объяснили чиновники - за ними числится долг за отопление. Более того: они могут быть и вовсе лишены ее.
В декабре 2010 года многие жители Петербурга, получив «13-ю квитанцию», отказались платить по ней: правозащитники тогда сообщали, что граждане массово обращаются в свои управляющие компании с требованием произвести обратный перерасчет. Масла в огонь подлила городская прокуратура, официально заявив, что считает произведенную корректировку незаконной, и многим петербуржцам показалось, что под напором такого сильного защитника коммунальщики сдадутся и перестанут требовать заплатить за «аномально холодную зиму».
Однако конфликт затянулся – ведь чтобы отменить «13-ю квитанцию», и правозащитникам, и прокуратуре нужно пройти все судебные инстанции. В итоге тем гражданам, кто решил не платить за тепло в 13-й раз за год, стали приходить сообщения о долге за отопление. А некоторые жители Петербурга, как оказалось, и вовсе лишились из-за него субсидии на оплату коммунальных услуг.
Согласно постановлению правительства РФ от 14 декабря 2005 года «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», граждане вправе рассчитывать на субсидии на оплату коммунальных услуг в том случае, если средний доход на одного члена их семьи не превышает величины прожиточного минимума. По данным жилищного комитета Петербурга, в настоящее время в нашем городе такую субсидию получают около 80 тысяч семей.
Между тем, согласно все тому же постановлению правительства, граждане могут быть лишены компенсации, если имеют долг по оплате коммунальных услуг. При этом прекращение выплаты происходит поэтапно: если в течение двух месяцев долг не был погашен, то на один месяц выплата субсидии приостанавливается – «для выяснения причин возникновения задолженности». По закону, к «уважительным» относятся такие причины, как, например, стационарное лечение или смерть близких родственников. Естественно, несогласие с требованием заплатить за «аномально холодную зиму» уважительной причиной не считается, так что через месяц гражданина уже вполне законно могут полностью лишить компенсации.
Как пояснили «Фонтанке» в ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования «Жилищное хозяйство» (ВЦКП), для тех петербуржцев, кто получает субсидии и решил не платить по «13-й квитанции», отсчет этих самых двух месяцев начинается с декабря. Таким образом, февральскую субсидию они уже не получили, так как выплаты были приостановлены «до выяснения причин возникновения задолженности», а если не заплатят по «13-й квитанции» и в марте, то и вовсе будут лишены права на компенсацию. Для его восстановления им вновь придется собирать все документы.
Точное число граждан, имеющих право на субсидию и не заплативших за «аномально холодную зиму», в ВЦКП назвать затруднились, сказав, что для этого нужно время. Здесь также отметили, что приостановка выплат не коснулась льготников, которые оплачивают только 50% платы за коммунальные услуги: их льгота никак не связана с тем, есть у них долг или нет.
При этом, как уточнили в жилищном комитете Петербурга, если должники заплатят за «аномально холодную зиму» в марте, до принятия решения о прекращении выплат, то впоследствии им переведут февральскую субсидию, которую они не получили из-за долга. Если же они будут официально лишены компенсации, то ни за февраль, ни за все последующие месяцы они деньги уже не получат – новые платежи пойдут только после оплаты «13-й квитанции» и восстановления права на субсидию.
Таким образом, сложилась странная ситуация: горожане, услышав про решение прокуратуры, решили не платить за «аномально холодную зиму», хотя это была всего лишь позиция прокуратуры – по-настоящему отменить «13-ю квитанцию» может только суд. В связи с этим в Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области советуют все же заплатить по ней, а потом уже ждать решения судов. Или же быть готовым к тому, что власти не будут разбираться, откуда появился долг.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"