Петербургские туроператоры, специализирующиеся на въездном туризме, этой зимой испытали серьезные трудности. Виной тому рост индивидуальных поездок, усложнение в системе получения российских виз и кризис, который переживает Европа. Подробности выяснил корреспондент «Фонтанки».
Говорить о том, что зимой 2010-2011 годов в Петербурге резко упало количество туристов, рано, считает вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Однако в текущем низком сезоне явно прослеживается несколько тенденций, которые могут в дальнейшем серьезно отразиться на игроках рынка.
«Достоверной статистики на данный момент нет. Но сейчас мы наблюдаем перераспределение потока — все меньше становится организованных групп, все больше становится индивидуальных иностранных туристов. Европейцам гораздо проще заказать ту же гостиницу через Интернет», - рассказал «Фонтанке» Сергей Корнеев. Его слова подтверждают и исследования, проведенные РСТ. По официальным данным, общий объем туристических услуг, забронированных через Интернет в прошлом году, составил 7%. В среднем по Европе этот показатель достигает 28%, при этом разброс достаточно велик — от Италии с 12% до Великобритании и США с 40%.
Мировое туристическое сообщество уже назвало 2010 год «годом социальных сетей». Эксперты советуют игрокам туристического рынка продвигать свои продукты именно в отечественных и международных социальных сетях. Это должно помочь потенциальному путешественнику принять решение о том, куда именно он хочет поехать. Кстати, в РСТ отмечают, что российский туристический рынок пока во многом попросту не готов к тому, чтобы вести продажи через Интернет: компании предпочитают идти по накатанному пути. Тем временем, себестоимость продаж через всемирную паутину составляет 3-3,5%, но зато существенно сокращает издержки и увеличивает приток клиентов.
Однако это не единственная проблема въездного туризма на данный момент, отмечает вице-президент РСТ. Сергей Корнеев заявил «Фонтанке», что в этом сезоне для организованного рынка появилось и еще одно препятствие — ужесточение визового режима для жителей Германии. «Немецкие туристы считаются самыми путешествующими. Но с 1 ноября 2010 года МИД усложнил для них правила выдачи виз, уравняв требования с теми, что выдвигаются для россиян при получении визы в Германию», - отметил он.
Теперь немцы обязаны предъявлять помимо стандартных документов выписки с банковских счетов и справки с места работы. «Никто из клиентов не готов предоставлять работникам турфирм справки о доходах или о пенсии. Немцы вообще в целях собственной безопасности предпочитают никому не давать сведений конфиденциального характера», - отмечают в компании Ost-West-Reisen.
Сейчас Российский и Немецкий союзы туриндустрии пытаются урегулировать вопрос усложнения визового режима. Но, когда это удастся сделать, неизвестно. Напрягает германских операторов и то, что в свое время им пришлось потратить немало средств и времени для того, чтобы обучить сотрудников работать на российском рынке. То же самое, кстати, делает большинство иностранных компаний, продающих туры в первую очередь в Петербург и Москву. Так, на сайте французской Slaventures корреспонденту «Фонтанки» удалось найти предложение пройти курс лекций с участием русских специалистов (из Нижнего Новгорода и Новосибирска) по цене от 165 до 300 евро.
Кстати, большинство операторов предпочитают продавать Россию комплексно. В предложение, как правило, входят Москва, Петербург, Новгород и Тверь. Из-за этого иногда возникают казусы, так, в предложении компании Gil Travel (работает в Израиле и США) корреспондент «Фонтанки» обнаружил досадную ошибку — под видами разводных мостов и Петропавловской крепости менеджеры написали Novgorod.
В качестве еще одного фактора, уменьшившего поток туристов в Петербург, вице-президент РСТ видит кризис, который испытывает Европа. «Иностранцы все еще довольно редко выезжают за пределы Евросоюза», - говорит он.
Отметим, что тенденции, которые наметились этой зимой, скорее всего, заставят чиновников внести коррективы в программу развития въездного туризма, которая разрабатывается в данный момент. Но снижать количество приехавших путешественников игроки рынка вряд ли намерены. Одна из главных надежд Петербурга — Морской фасад, принесший в 2010 году около 550 тысяч туристов.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру