В Петербурге разразился очередной конфликт, связанный с пассажирскими перевозками: часть водителей компании «Такси-2», работавших на социальных маршрутах, устроила забастовку с требованием заплатить деньги за два месяца. При этом работники утверждают, что, в случае поломки техники, компания все равно заставляла их отмечать путевые листы, как будто они действительно выходят на линию, а город потом оплачивал эти «поездки».
Компания «Такси-2» по договору с комитетом по транспорту обслуживает 15 социальных маршрутов и 24 коммерческих. Несколько социальных маршрутов проходят в Адмиралтейском и Кировском районах – это автобусы №№ 35, 43, 70, 71 и 111. При этом право на работу на этих линиях «Такси-2» получила с 1 января, выиграв соответствующий конкурс. Согласно договору, 80% всех расходов на обслуживание маршрутов №№ 35, 43, 70 и 71 и 90% расходов на обслуживание автобуса №111 городское правительство компенсирует из бюджета.
Как говорят водители, которые до последнего времени работали на этих маршрутах, все они до 1 января трудились у других перевозчиков, в том числе у таких крупных, как «Третий парк» и «ПТК». Сменить место работы их уговорило руководство «Такси-2», прельстив «белой зарплатой» в 30 тысяч рублей и пятнадцатью сменами в неделю. Однако, по их словам, эти обещания сдержаны не были.
Трудовой договор никто из водителей так и не получил: когда они подписывали его в офисе компании, то, по их словам, им сказали, что второй экземпляр, который по закону положено выдавать работнику, им не выдадут по распоряжению генерального директора Татьяны Калюжной. Более того: они утверждают, что в том документе, который они подписали, не был указан размер их зарплаты.
Не увидели работники и обещанных денег. Как рассказывают водители, за январь никто зарплаты не получил. Весь февраль они пытались добиться своих «кровных», но положительного результата не достигли. Тогда в субботу 26 февраля около 20 водителей устроили импровизированную забастовку, заявив, что не выйдут на линию, пока не получат зарплату. В воскресенье они написали руководству официальное письмо, в котором указали, что если их требования не будут удовлетворены, они обратятся к журналистам и устроят еще одну забастовку.
Однако никакой реакции не последовало. 1 марта водители вышли на работу, но в парке компании на Обводном канале не было автобусов – их перегнали в другой парк. А самих шоферов затем уволили за «прогул», хотя в парке они присутствовали, просто не могли выйти на маршрут из-за отсутствия техники. После этого они, наконец, получили хоть какие-то деньги – но не 60 тысяч, то есть сумму за 2 месяца, а гораздо меньше. По их словам, кому-то выдали 3 тысячи, кому-то – 11, кому-то – 15.
Стоит отметить, что некоторые водители уволились раньше забастовки – так, двое из них, не дождавшись зарплаты, написали заявление об увольнении еще 1 февраля. Правда, после этого они еще 20 дней работали – по их словам, компания все никак не могла выплатить им деньги, а также выдать трудовую книжку. В итоге трудовую книжку они получили 21 февраля с двумя записями: сначала указано, что они уволились по собственному желанию 31 января, а затем, в следующей записи, – написано, что уволились они 21 февраля, а предыдущая запись «недействительна». Кстати, по их словам, из компании также уже ушла начальница отдела кадров, не выдержав всей этой «текучки», а начальник отдела безопасности движения не получил своей зарплаты и ушел, якобы прихватив с собой ноутбук в качестве компенсации.
В комитете по транспорту «Фонтанке» сообщили, что как только узнали от диспетчера ГУП «Организатор перевозок» о том, что часть водителей «Такси-2» не вышла на линии, то из резерва ГУП «Пассажиравтотранс» были направлены дополнительные автобусы для обслуживания данных маршрутов. Здесь также отмечают, что компания «Такси-2» предоставила все отчетные документы за январь, а комитет по транспорту, в свою очередь, направил им субсидии. Точную сумму перечисленных субсидий там назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну.
Сами водители утверждают, что за день работы автобуса на линиях, на которых они работали, город платит порядка 20 тысяч рублей, при этом, по их убеждению, 2 тысячи из этих денег полагаются им. Более того: по их словам, город выделяет компании субсидии за поездки, которых в реальности не было. «Часть автобусов у нас старые и постоянно ломаются. Однако руководство все равно говорит, чтобы мы сидели в парке и время от времени, следуя расписанию, ходили к диспетчеру ставить печать в путевой лист, будто мы ездим по маршруту. Я сам так однажды делал, когда у меня автобус со сломанными тормозами стоял», – говорит один из водителей.
По словам бывших шоферов «Такси-2», из-за текучки к ним часто присылают водителей с коммерческих маршрутов компании, хотя для того, чтобы управлять большими автобусами, которые используются на социальных линиях, нужно как минимум пройти стажировку. «В итоге он приезжает на своей личной машине и сидит в ней, никуда не выезжая, а иногда ходит отмечаться к диспетчеру. А город потом платит за эти фиктивные поездки», – говорит один из водителей.
Получить комментарий от представителей самой компании «Такси-2» так и не удалось: никто не подходит ни к одному из телефонов, имеющихся в распоряжении «Фонтанки». Не отвечает телефон, опубликованный на сайте ГУП «Организатор перевозок», не берут трубку по номеру, который указан в самих автобусах. При этом о невозможности дозвониться до этой компании журналисты, эксперты и участники рынка говорят уже давно, но с тех пор ситуация никак не изменилась.
По мнению председателя петербургской Ассоциации перевозчиков пассажиров Василия Киселева (в его ассоциацию входит и сама компания «Такси-2»), ситуация, возникшая в «Такси-2», не удивительна: на последних конкурсах транспортное предприятие набрало себе слишком много маршрутов, для обслуживания которых у нее не хватает мощностей. «Компания не может толком организовать производственный процесс, не в состоянии предоставить нормальные условия для труда», – отмечает он.
Он также говорит о том, что сейчас в Ассоциации рассматривается вопрос об исключении из нее данной компании. Но справедливости ради отмечает, что пока, по его данным, ни одна из городских транспортных компаний, включая «Такси-2», не получила субсидий из бюджета – ни за январь, ни за февраль. Впрочем, эта ситуация уже стала вполне привычной: в 2009 году деньги за первые два месяца были перечислены лишь в середине марта, в 2010 – в конце февраля.
Кстати, сама компания «Такси-2» за последнее время уже несколько раз становилась участником конфликтных ситуаций, связанных с пассажирскими перевозками. Так, 14 февраля на улице Пилотов, где расположена конечная остановка маршрутки №13, было совершено нападение на водителей компании «Тосно-авто», причем, по словам пострадавших водителей, нападавшие представляли «Такси-2». При этом с 1 января правом работы на этом маршруте обладает именно «Такси-2», а в прошлом году он принадлежал компании «Питеравто», в состав которой входит «Тосно-авто» («Фонтанка» рассказывала об этом случае)
Другая история связана с проверкой, которую 10 февраля проводила транспортная милиция на Балтийском вокзале: в ходе проверки выяснилось, что на 67-м маршруте, который официально должно обслуживать «Такси-2», работали два других перевозчика, с которыми у «Такси-2» заключен договор субаренды.
Андрей Захаров,
Фонтанка.ру