Атомный ледокол «Вайгач», пришедший 26 февраля в Финский залив из Мурманска, может стать причиной международного скандала. Как выяснила «Фонтанка», финский атомный центр не получил от российской стороны необходимого уведомления о его приходе. Соответствующие заявления финская сторона уже направила в российское посольство в Хельсинки.
Атомный ледокол «Вайгач» ждали в петербургском порту как спасителя: дизельно-электрические ледоколы, которые находятся в распоряжении порта, с трудом пробивают путь во льдах Финского залива и могут провести максимум два судна. «Вайгач» с его атомным двигателем мог бы существенно улучшить эту ситуацию.
В связи с этим в середине февраля руководство Росморпорта обратилось к Росатомфлоту с просьбой направить «Вайгач» в Финский залив. Эта просьба была удовлетворена: в субботу, 19 февраля, ледокол вышел из Мурманска и направился в Финский залив. В следующую субботу, 26 февраля, он уже был на месте и тут же приступил к работе.
Как рассказал генеральный директор общественной организации «Экология и бизнес» Константин Коровин (эта организация занимается реализацией в Петербурге проектов Хельсинкской комиссии по защите морской среды Балтийского моря), ограничений по плаванию атомных судов в Балтийском море нет. Однако учитывая, что присутствие кораблей подобного класса несет потенциальный риск для всех стран Балтийского региона, страна, которой принадлежит атомное судно, обязана уведомить другие государства о том, что в море будет работать судно на атомном двигателе.
Однако, судя по всему, такие уведомления были направлены далеко не всем. Как утверждают в финском Центре радиоактивной и атомной безопасности (The Finnish Centre for Radiation and Nuclear Safety; STUK), финская сторона не получила от российских властей никаких официальных писем, которые касаются «Вайгача», а о приходе атомного ледокола они узнали из СМИ.
При этом, как говорит представитель финского центра, между Финляндией и Россией действует двустороннее соглашение, согласно которому российская сторона должны информировать STUK, если недалеко от берегов Финляндии окажется наш атомный ледокол. «Сейчас мы пытаемся понять, почему мы не получили от России уведомление о приходе «Вайгача». В частности, нами направлено письмо в российское посольство в Хельсинки с просьбой прокомментировать данную ситуацию», – рассказал собеседник «Фонтанки» в финском Центре радиоактивной и атомной безопасности. При этом любопытно, что сам «Вайгач» был в 1990 году построен на финских верфях по заказу Советского Союза.
В госкорпорации «Росатом», в состав которой входит Росатомфлот, сообщили, что непосредственной отправкой уведомлений занималось Министерство транспорта. Однако там уточнили, что, скорее всего, они были направлены, так как иначе атомный ледокол никто бы попросту не пустил в Балтийское море. В пресс-службе Минтранса «Фонтанку» вместо разъяснения ситуации попросили прислать письменный запрос.
Сам «Вайгач», вокруг которого уже разгорается международный скандал, пока как ни в чем не бывало работает в Финском заливе, помогая с ледовой проводкой судов. Правда, как рассказал сегодня на ледовом совещании капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, зона его работы серьезно ограничена: на западе он не может выходить за пределы территориальных вод Российской Федерации, на востоке – не может заходить в пределы порта. Все ограничения связаны с его атомным статусом. Отметим также, что час работы этого ледокола стоит 130 тысяч рублей.
Кстати, история с «Вайгачом» – это не первый случай, когда российская сторона не предупредила финскую о том, что в Балтийском море работают наши атомные ледоколы. Как сообщает финская газета Helsingin Sanomat, в 2007 году Россия испытывала в Финском заливе атомные ледоколы, однако не удосужилась предупредить об этом финнов. Судя по всему, этого решили не делать и сейчас.